Как и любой другой фильм Pixar, я бы хотел впервые посмотреть «Душу» в кинотеатре. Благо, в отличие от США, где премьера в кинозалах ещё только запланирована на 12 января 2024 года, у нас он уже давно прошел свой кинопрокат. Правда, начинался он только 21 января 2021-го, в то время как 25 декабря 2020-го фильм уже был доступен на Disney+.

Возможность посмотреть первый раз с оригинальной озвучкой — уже весомый аргумент. Но не он был главный. На тот момент я уже пятый год составлял топы лучших фильмов года и упустить возможность попасть туда «Душе» казалось как минимум недальновидным. Тем более что в итоге он туда и правда попал. На третье место. Но это если что и говорит, так то, что помимо него было ещё два фильма, взявшие за душу как мало что.

Но и в кинотеатр потом тоже сходил. Правда, под конец второй недели проката. Для меня крайне нетипично. Тут сыграло то, что очень хотел сходить со своей девушкой, вытащить которую на тот момент даже к находившемуся в пяти минутах от её тогдашнего местожительства кинотеатр было сложно. Это никак не связано, но в итоге оно оказалось нашим последним свиданием. Забавно, что теперь я написал в рамках «Пересмотра!» о нашем и первом, и последнем походе в кино. В обоих случаях это просто совпадение.

Бывало, что я пересматривал фильмы Pixar пять-семь раз в течении года-двух после их релиза, будь то «Тайна Коко» или предыдущий фильм Пита Доктера «Головоломка». Здесь же до «Пересмотра!» это случилось только ещё один раз, когда показывал маме. Причина на то в первую очередь практическая: не смог обзавестись диском с фильмом.

Enlarge

12856688-2004842465882282
Вот такая красотка.

Под конец 2019-го года у Диснея больше не было подрядчиков, которые бы выпускали их фильмы на Blu-ray в России. Позже пытался купить британскую копию через проверенный магазин. Но, хоть заказ и был оплачен, посылка, куда так же вошли взятые по акции «Вперёд», «Лука» и «Райя и последний дракон», так и не пришла. Теперь же с этими планами стало совсем грустно. Так что придется с физическими копиями подождать.

Джо Гарднер (Джейми Фокс) работает на полставки школьным учителем музыки. В тот же день, что ему предлагают полную ставку, он получает шанс стать частью джазового концерта. Дилемма уже достаточная, хоть и не для мечтавшего всю жизнь быть джазовым пианистом главного героя. Но это ничто по сравнению с тем, что позже Джо падает в люк и оказывается на грани жизни и смерти. Отказываясь умирать в день воплощения своей мечты, он попадает в Мир До, где случайно оказывается ментором для ещё не родившейся души по имени 22 (Тина Фей).

Movie Review: Soul

Плюсов в фильме так много, что глаза разбегаются. Самым впечатляющим при поверхностном взгляде для меня стал вопрос музыки. За джаз отвечает Джон Батист — то есть и за моменты, когда герои играют, и за приличный процент сцен, когда действие происходит на Земле. Тут мне мало что есть сказать: да, красиво переливается, но в целом я не особо понимаю этот жанр. Настоящим открытием стало то, что за остальной саундтрек отвечают Трент Резнор и Аттикус Росс.

Да, те самые ребята из Nine Inch Nails, что в своё время здорово помогли пережить переполнявшую подростковую ярость. Дуэт уже больше десяти лет сочинял музыку для фильмов начиная с «Социальной сети». Но увидеть их сотрудничающими с Disney казалось абсурдом. Да и в Pixar исторически не очень любят находить новых композиторов. Как это вообще произошло?

Оказалось, всё довольно просто. Звукорежиссер и дизайнер звука Рен Клайс работал и с Дэвидом Финчером, и в Pixar. Так что у него уже был большой опыт взаимодействия с Резнором и Россом. Позвать их сюда было его идеей. Это окупилось хотя бы вторым Оскаром для дуэта. Который, впрочем, они отдали Батисту.

Звучание и правда вышло великолепным. Они справляются как с потусторонним ощущением мира душ, так и в более комедийных моментах с счетоводом Терри (Рэйчел Хаус, «Охота на диких людей») и консультантами Джерри (это уже несколько чудесных голосов, включая Алиси Брага и Ричарда Айоади). В конце, когда Джо садится за пианино, мы уже слышим тот мотив, что Трент Резнор активно использует в своём творчестве ещё со второй половины нулевых. Меня как фаната его группы это иногда выносит из происходящего. Но это не значит, что мелодия не работает — может, потому и использует, что это искренняя музыка его сердца.

Сколько можно повторятся, что фильм Pixar выглядит великолепно, не знаю. Но до тех пор, пока они продолжают тянутся к звездам всё дальше, грех не упоминать. Дизайн человеческих персонажей на мой вкус немного излишне карикатурен, но к нему очень быстро привыкаешь. Просто это причина, почему у меня Funko Pop фигурка с 22, а не Джо.

Пожалуй, самая сильная сторона фильма как раз в персонажах. Джо — тот пример музыканта-неудачника, что нам нужен. Пока музыкальные байопики пуляются в кинотеатры один за другим, крайне важно напоминать себе, что это всё исключения. Большинство людей, как бы сильно они того не хотели, не пробиваются на Олимп. За время фильма мистер Гарднер понимает столь необходимую не только ему, но и всем нам истину о том, что важен не успех, а сама жизнь.

Самой яркой иллюстрацией этого подхода как раз оказывается 22. Она ещё не родилась, а уже пережила столько разочарования, что, слава богу, никому из нас вытерпеть не придется. Моменты с её прошлыми наставниками чуть-чуть коробили слишком явной комедийно-разгрузочной функцией. Но они так же важный пример показа, через что прошла героиня. И если это — самая слабая часть фильма, то оно как минимум говорит о том, насколько же он в целом, черт возьми, хорош.

Soul (2020) - IMDb

Мораль её истории сводится к идее, что преподносил ещё Фред Роджерс чуть ли не всей своей деятельностью: любой человек достаточен сам по себе. Порой эта идея плохо воспринимается. «Суперсемейка» тех же Pixar хорошо показывала сопротивление ей фразой о том, что если все особенные, то никто не особенный. Это правда сложный урок, который «Душа» преподносит настолько хорошо, насколько это, как будто, вообще возможно. Даже сейчас, печатая эти строки и вспоминая те моменты, меня захватывают эмоции, а глаза слезятся.

Пит Доктер, как выяснилось, может, и не лучший руководитель студии на свете. Но огромное ему спасибо, что фильм остался для него в приоритете и после нового назначения. Как автор идей и режиссёр он способен на нечто абсолютно невероятное. В том числе благодаря своей способности принимать идеи отовсюду. Не просто так все его фильмы были срежиссированы вместе с кем-то.

Soul (2020) - IMDb

В данном случае это работавший и над сценарием Кэмп Пауэрс, до этого более известный как автор пьес с сильным акцентом на расовом вопросе. Я не буду притворятся, будто что-то особо понимаю в данной теме. Но сложно не почувствовать аутентичность показа афроамериканского сообщества в ленте. Увидеть подобное в мейнстримом дорогом мультике уже удивительное дело.

В оригинале название ленты — игра слов. Речь как о душах, так и о одноименном музыкальном жанре. И это идеальное наименование для такого, простите, душевного мультфильма.

10 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *