«Фантастические твари и где они обитают» подарили надежду, что ещё одна франшиза в волшебном мире Дж. К. Роулинг может стоять на своих двоих и без помощи Гарри Поттера. Ещё в 2014-ом, за два года до их выхода, нам сказали, что происходящее будет «как минимум трилогией». Важно недооценивать часть с «как минимум». Иначе уж слишком красиво выстраивается нарратив, что первый фильм франшизы делался для трилогии, а второй стал жертвой запоздалого решения сварганить всё же пять частей. Это при том, что производственный график первых трех лент был уже утвержден. По крайней мере, легко так подумать, посмотрев «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда».
Незадолго до премьеры я написал о предыдущей части «Пересмотр!», надеясь, что из этого получится славная традиция. Мол, перед каждым новым сиквелом будет текст о предыдущей части. Но в назначенный день третья часть, «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», в российский прокат не вышла и пока не ясно, выйдет ли вообще. Так что пусть этот текст будет этаким манифестом лучшего будущего как для проката моей страны, так и для франшизы.
Ещё одна важная для меня деталь — это был первый поход в кинотеатр с моей на тот момент будущей, а ныне бывшей и все ещё единственной девушкой. Она считала себя большим фанатом Поттера, так что мы оба были очень даже заряжены. За исключением нескольких не очень удачных в плане темпа сцен я был заворожен. Фильм чудовищно красив, а сюжетные повороты казались важными и мощными. По итогу мне понравилось, а вот ей — не особо. Я пытался убедить её, что у твиста в конце про семейную принадлежность есть основа в книгах, в чём был абсолютно неправ. Видимо, аудиокниги не слишком внимательно слушал.
Не особо понравилось не только ей. Картину в целом приняли очень прохладно. В моем окружении от силы один человек поставил положительную оценку, да и то минимальную. Из-за этого за пересмотр браться было страшновато. Но три с половиной года назад мои вкусы уже были куда более устаканенные, чем раньше. Оттого и осталась надежда, что и в этот раз хорошо проведу время.
Спустя несколько месяцев после событий предыдущей части Ньют Саламандер (Эдди Редмэйн) в очередной раз противится предложению устроиться в министерство магии. Парень хочет лишь заботиться о волшебных зверушках, но спокойно жить ему не дают. То вдруг придут знакомые по Нью-Йорку взбалмошная волшебница Куинни (Элисон Судол) с зачарованным ей не-магом Якобом (Дэн Фоглер), а потом оставит последнего на пороге, то знакомый со времен обучения Ньюта в Хогварсте преподаватель Альбус Дамблдор (Джуд Лоу) намекнет, что вопреки всему ему стоит отправиться в Париж.
Тем временем в столице Франции Геллер Грин-де-Вальд (Джонни Депп) начинает масштабное движение по объединению магов ради высшего блага в его искаженном виденье. А заодно присматривает за Криденсом (Эзра Миллер), на которого у него большие планы в вопросе борьбы Дамблдором. Есть в фильме и ещё несколько персонажей с собственными мотивациями, сшивающими все происходящее в видимость единого сюжета. Но они не так важны для базового понимания того, что тут вообще происходит.
От одного описания уже видно главную проблему. Сюжет в нём не особо сложный, но перегруженный. Я был рад увидеть, скажем, Клаудию Ким в роли Нагайны, что в будущем станет питомцем главного злодея в Гарри Поттере, или Зои Кравиц как Литу Лестрейндж, отвечающую сразу и за любовные, и за сюжетные перипетии. Но нужны ли они, когда фильм и так трещит от количества действующих лиц? Может быть, это важно в общем нарративе потенциальных пяти фильмов, но конкретно здесь они скорее ощущаются лишними.
Получается этакая сделка со зрителем. Я мог бы поругать и назвать ненужными эти детали, но всё же вижу в них ценность как в плане расширения вселенной, так и потенциала в будущем. Потому смогу к ним относится снисходительнее и в той временной ветке, где они не аукнуться в будущем или даже будут мешать. Они могут вредить стройности восприятия, но при этом делают мир более живым и дающим почву для предвкушения, что немного спасает положение.
Хотя в первую очередь всё спасает визуал. Что интернациональные фантастические твари, будь то японский каппа или китайский Зуву, что волшебный Париж 20-ых годов прошлого века выглядят неприлично хорошо. Если убрать из фильма все реплики, то его всё равно будет приятно смотреть. Декорации, костюмы, спецэффекты, работа со цветом, звукорежиссура, теперь более полагающаяся на хор музыка Джеймса Ньютона Хауарда — всё это создаёт антураж мира магов сильнее, чем когда-либо ранее за все фильмы по миру Роулинг. И загляденье, и услада для ушей.
Впрочем, перечисленного в последнем абзаце всё же было бы мало для полноценного наслаждения фильмом. Положение спасают персонажи. Кто был раньше остались верны себе (кроме Криденса — он стал ещё унылее), а новички либо не занимают слишком много времени, либо хоть какой-то интерес да вызывают. Грин-де-Вальд в исполнении Деппа может и выглядит как человек, которого достали после пары лет пребывания в советском морозильнике, но играет хорошо и вещи говорит любопытные.
Да, в плане повествования всё не слишком ровно. Но я всё ещё нахожу немало удовольствия в просмотре «Фантастических тварей: Преступления Грин-де-Вальда». Если Поттер был интересен для меня вопреки тому, что он происходил в школе, то здесь наоборот. Я рад понаблюдать за взрослыми магами в уникальном антураже, пусть их история оказалась заметно сумбурнее.
7 из 10