Дела у американских показов фильмов Pixar, ранее пропустивших домашний прокат, идут не очень. «Душа» показала крайне низкую наработку зрителя на зал, у «Я краснею» дела оказались не сильно лучше. Но стойте — крикнет кто-то — между этими двумя выходил ещё один мультфильм студии, тоже не попавший в американский прокат! Да, но почему-то выходят ленты не в порядке появления. Отчего выход «Луки» ещё только запланирована на 22 марта. Видимо, чтобы и о нём текст я успел сделать до «премьеры».

Тем не менее, сходить в кино на него мне удалось. В прокат у нас он выходил в четверг, а днём пятницы уже был доступен в сети благодаря Disney+. В первый день посмотреть возможности не было — рабочее время никак не стыковалось с сеансами. А вот в пятницу смена начиналась днём, была возможность заглянуть на утренний сеанс. Казалось бы, удача: успел посмотреть до цифрового релиза. Но проблема в том, что со мной его посмотрело пять групп детей школьного возраста и количества.

Сначала пришлось пересесть подальше, а потом и на самом сеансе столкнулся с поразившей своей точностью закономерностью. Когда на экране происходит что-то весёлое, будь то экшн или дуракаваляние (а это как минимум половина ленты), то смотреть ещё вполне можно. Но стоит повествованию стать чуть более лиричным и спокойным, как тут же начинался мощнейший галдёж, из-за которого порой и реплики киногероев было сложно услышать. В целом фильм мне очень понравился, но не опыт похода на него.

Не то чтобы «Лука» не оставил сильного впечатления. Скорее он быстро выпал из поля зрения. Среди друзей и медиа, за которыми я слежу, особо обсуждений вскоре после релиза и не было. Я подумывал включить его в топ лучших фильмов 2021 года. Но, видимо, нашёл как минимум 10 более впечатливших меня тогда лент. Так что места не осталось.

К повторному просмотру в рамках затянувшейся на 7 лет ретроспективы Pixar в «Пересмотре!» отнесся спокойно, не ожидая чего-то особенного. На титрах же чувствовал влагу на лице от двух струек слезинок и начал писать друзьям, что стоит собраться и посмотреть вместе. Дело не только в стремлении познакомить их с настолько чудесным мультфильмом, но и в желании пересмотреть в дубляже. Насколько помню, Монеточка в главной женской роли была на удивление удачна.

Ранее сделавший шедшую перед «Храброй сердцем» короткометражку «Луна» режиссёр Энрико Касароса называет «Луку» очень личной историей, вдохновленной его летними каникулами на итальянском пляже и дружбой, которая у него появилась в том же возрасте, что и у главных героев. На начальных этапах разработки тогдашний глава студии Джон Лассетер настаивал на большей масштабности действия, предлагая под конец устроить битву с огромным кракеном (что, кстати, произошло в вышедшем пару лет спустя другом мультфильме о взрослеющем морском чудовище, «Руби Гильман: Приключения кракена-подростка»). Но когда его на посту заменил Пит Доктер (заодно ставший исполнительным продюсером ленты), то пропали и подобные предложения.

Luca (2021)

Получившийся в итоге фильм Касароса называет оммажем Фредерико Феллини и другим классическим итальянским кинематографистам с щепоткой Миядзаки (не просто так городок-основное место действия фильма называется Портороссо). Среди других вдохновений в плане тем или художественного стиля упоминаются «Останься со мной», стоп-моушн фильмы Уэса Андерсона и Aardman. Время действия напрямую в фильме не проговаривается, но режиссёр указал на «около 1959 года», называя этот стык десятилетий золотым веком, ощущающимся вневременным.

Лука (Джейкоб Тремблей) — застенчивый морской монстр предподросткового возраста, в чьи обязанности входит пасти рыб. Но судьба сводит его с живущим на суше сородичем Альберто (Джек Дилан Грейзер), с помощью которого он познает прелести надводного мира. Дуэт попадает в Портороссо и знакомится с приехавшей на лето ровесницей Джулией (Эмма Берман). Втроем они намерены победить в гонке, состоящей из заплыва, скоростного поедания спагетти и гонки на велосипедах, чтобы на выигранные деньги парни заполучили лучшую вещь на свете — мопед «Веспа».

Enlarge

i001529324
Вот такая красотка.

Расслабленность «Луки» — его главное достоинство. Когда герои подписываются на участие в гонке, проходит уже больше половины фильма. А до этого мы вдоволь навеселились с Лукой и Альберто и уже готовы к более серьезным испытаниям для героев. Акценты в повествовании расставлены идеально. Когда надо показать трансформацию из морского монстра в человека более драматично или пугающе, то они и это могут не смотря на прекрасно умилительный дизайн героев, самый уникальный по сравнению с остальными лентами Pixar.

На озвучке тоже всё прекрасно. Дети на главных ролях не вызывают никаких нареканий, во второстепенных ролях замечательные комики вроде Майи Рудольф и Джима Гэффигана как родители Луки или даже камео Саши Барона Коэна, исполняющего глубоководного дядю Уго. Немало ролей досталась и итальянцам, самый яркий тому пример задира (и редкий пример явного злодея в фильмографии студии, хоть и не особо важного) Эрколе. На его роль режиссёр взял Саверио Раймондо, увидев его италоязычный стенд-ап спешл на Нетфликсе. В итоге тот озвучил героя и на английском, и на итальянском. Кстати, небольшая роль на последнем досталась другу режиссера, ставшего прообразом Альберто.

Ещё здорово помогает музыка. Изначально хотели позвать Эннио Морриконе, но он умер ещё до того, как его успели попросить. В итоге Энрико Касароса позвал Дэна Ромера, найдя нужную ему тематику и звучание в предыдущих работах композитора. Тот не отрицает влияния мелодий того времени, полученных для ознакомления от режиссера. А часть песен попали в фильм и сами по себе. Тем не менее, главная тема фильма запоминается, сразу после крайнего просмотра я тут же начал её напевать. А уж как она бьёт в столь красивых и изобретательных сценах мечтаний… ух.

В моей жизни бывали моменты всепоглощающего одиночества. И мне знакома та ревность, которую испытывает Альберто по ходу фильма. Когда слышу прочтения, что его с Лукой отношения имеют романтические коннотации, то, стараясь вежливо напоминать себе, что оценка искусства прежде всего в глазах смотрящего, не могу не недоумевать от такой интерпретации. Это чувство ведь касается человеческих отношений в принципе, оно не принадлежит его отдельному подвиду.

Luca (2021)

Страх отдаления, перспектива вернуться к одиночеству — вещь очень страшная, способная толкнуть на нелицеприятные действия. И тут это есть. Но куда важнее, как грамотно, красиво и воодушевляюще этот конфликт разрешается, давая максимально удовлетворительную, но и самую малость грустную концовку. Вот именно из-за этого я и не сдержал слёз.

«Лука» — чудеснейший мультфильм, наполненный красками как визуально, так и в плане истории. Тут можно и полюбоваться красотами, и душой отдохнуть. А если хочется чуть больше, то в финальных титрах есть абсолютно чудесные рисунки, рассказывающие историю героев после титра «Fine».

9 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *