Моё изначальное отношение к «Тайне Коко» было двояким. С одной стороны подвоха не было — новый оригинальный фильм от режиссёра «Истории игрушек 3», какие ещё вопросы. С другой же чем больше трейлеров выходило, тем больше возникало ассоциаций с творчеством Хорхе Гутьерреза. Очевидным примером будет его полнометражка «Книга жизни». Но после второго трейлера бросились в глаза совпадения с «Побегом из могилы», эпизодом его же мультсериала «Эль Тигре: Приключения Мэнни Риверы».

В ней по сюжету после осквернения подношений к предкам мальчик высказывает неуважение к Дню мертвых, а потом попадает в Страну Мертвых и знакомится с уже почившими членами своей семьи. Ладно, на самом деле это все совпадения, общего у этих двоих не так много. В плане празднования красоты Мира Мертвых тут куда больше ассоциаций с «Книгой…», но в ней на этом акцента гораздо меньше и сюжет почти не связан с праздником. Если что все перечисленные произведения и объединяет, то Мексика. А на неё ни у кого монополии нет.

Сюжет рассказывает о Мигеле (Энтони Гонсалес) — юном гитаристе и певце из скромного городка Санта-Сесилия. У него большая семья, в которой музыка запрещена. После ссоры с семьей на День мертвых он внезапно оказался в Мире Мертвых, где, связавшись с обаятельным проходимцем Гектором (Гаэль Гарсиа Берналь), пытается восстановить многопоколенческую несправедливость.

Я оказался на сеансе «Коко» во второй день проката. Если бы не пытался договорится сходить с подругой, то пошёл бы и в первый. Возможно, чуть позже и вышло бы, но так уж в моей жизни выстроены приоритеты, что фильмы Pixar важнее девушек. Посмотрел, проникся, несколько слезинок точно пролил. Этот был отличный первый просмотр, сразу полюбил. Но второй поход в кино стал ещё круче.

У друга был день рождения и он решил провести его в торговом центре, в том числе сходив на «Тайну Коко». Это был удивительно странный опыт. Я на тот момент посмотрел кино всего лишь с неделю назад и потому слезы не хотели вышибаться. И вот в один из наиболее трогательных моментов слышу сопение. Оборачиваюсь и вижу, что буквально все, кто пришел на днюху, включая именинника, плачут. Один я такой сижу и просто хорошо провожу время. Неловко, но не помню более неподдельного доказательства того, что нечто ценное для меня зацепило других. А это дорогого стоит.

Дальше история уже привычная. Дождался выхода на Blu-ray, пересмотрел не один раз. Не так много, как было с «Головоломкой», но всё же. Зато когда показал родителям, то мама одобрила покупку CD с саундтреком. Но был и неожиданный поворот — мультфильм внезапно полюбила моя племянница. Ей было примерно 3-4 года, когда его постоянно включали в течении какого-то времени. Чем именно так зацепило – вопрос хороший. Скорей всего, безумно сочные цвета Страны Мертвых. Или скелеты очень понравились, тоже вариант. В любом случае выбор всяко лучше, чем какая-нибудь «Тайная жизнь домашних питомцев».

Ли Анкрич предлагал идею для «Тайны Коко» ещё в 2010 году, когда выходила его же «История игрушек 3». Изначальный концепт был про американского мальчика, изучающего свои мексиканские корни. Как можно догадаться, не последняя причина этого в том, что сам Ли, имея эти же корни, родился в Огайо. Это коснулось и немалого количества других людей, работавших над фильмом. Так что путешествие в Мексику здорово помогло им изучить местный быт. Даже деталь из начала, где на прилавке видны игрушки с героями других героев Pixar, взята из реальности. Авторы неоднократно видели магазинчики с героями их студии во время поездок.

Со-режиссер Эдриан Молина получил этот статус только в 2016-ом. Он горел проектом как мало кто другой и продвижение по карьерной лестнице в том числе обеспечило письмо, в котором он по личной инициативе перечислил все свои идеи насчёт фильма. Кроме постановки и сценария Эдриан заодно стал автором песен вместе с Джермейн Франко, ранее помогавшей с музыкой в «Книге жизни», а позже ставшей композитором «Энканто».

В какой-то момент планировалось, что «Тайна Коко» будет полноценным мюзиклом, отчего Роберт Лопез и Кристин Андерсон-Лопез («Холодное сердце») написали для фильма несколько песен. В итоговом варианте от дуэта осталась лишь одна композиция. Зато самая что ни на есть главная тема, Remember Me. О том, насколько она важна, красноречиво говорит факт, что в английской версии саундтрека у неё 4 вариации, а в испанской — аж 6 (и это не считая других региональных версий и прибавок в Deluxe-изданиях). Композитор ленты Майкл Джаккино поработал лишь над одной песней, играющей в видеомонтаже с кумиром Мигеля Эрнесто Де ла Крузом (Бенджамин Брэтт) Much Needed Advice. Зато под конец отхватил себе камео скелета-дирижера.

В тексте про третью «Историю игрушек» я говорил про два эмоциональных пика, на которых можно сорваться на плач. И в «Коко» ситуация схожая. Если вас не добил момент в яме (меня в первый раз точно пробивало), то от финального использования Remember Me устоять крайне сложно. Я полноценно не пересматривал фильм года три, так что тут и сейчас было без шансов. Ещё в этом плане мне очень понравилась деталь из отзыва Дага Уолкера, где он признавался, что у него слезы возникали не в конце, а в начале, во время монтажа общения Мигеля с прабабушкой Коко (Ана Офелиа Мургия). Лучшего примера, что фильм работает полностью, и не найти.

Но картина, конечно, не чистая слезовыжималка. Просто история взаимодействия поколений понятна многим, а возможность разрешить конфликт с уже умершими родственниками, будь то матриарх-прапрабабушка (Аланна Юбак) или ещё кто — штука крайне эмоционально заряженная. Но ещё это невероятное богатство визуальных образов, будь то мост в Мир Мертвых из лепестков бархатцев или сам город скелетов, где чем глубже, тем старее здания вплоть до пирамид майя.

А ещё это очень даже забавное кино. Все шутки про скелетов, что можно представить в семейной картине, тут есть. Здорово помогают и эпизодические появления комиков, будь то Чич Марин в роли общавшегося с Гектором полицейского или неузнаваемый Габриэль Иглесиас как клерк, выдавший экспозицию про условия, необходимые для возвращения Мигеля в мир живых. По юмору в фильмах Pixar я бы поставил «Коко» на второе место, после «Я краснею» и прямо перед «Историей игрушек 2».

Да и приключение вышло прекрасное. Дуэт Мигеля и Гектора постоянно скачет в отношениях, но любая перемена логична и аутентична, отчего взаимодействие этих двоих крайне увлекательно. И мест множество покажут, и с Фридой Карло (Наталия Кордова-Бакли) познакомят, и это всегда помогает сюжету. Скажем, когда Мигель видит наработки Фриды, то подсказывает пару мелодий. Мало того, что это помогает раскрытию героя, так и в конце мы слышим, что его идеи действительно использовали. Ничего не происходит зря, уровень продуманности зашкаливает.

«Тайна Коко» потому и работает, что она не просто хороша, а хороша во всем. У неё нет слабых мест, а сильных хоть отбавляй. Было грустно узнать, что в 2019-ом Ли Анкрич решил уйти из студии и нового фильма от него в Pixar ждать не придется. Но оно отчасти и понятно: Ли попал в студию как один из немногих на тот момент специалистов по цифровому монтажу и, не смотря на отсутствие аниматорского бэкграунда, задержался на 25 лет. Чему мы можем быть только благодарны.

10 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *