Почти 20 лет Кемп Пауэрс проработал репортёром. За это время он уже написал одну книгу, в которой рассказал о своем травматичном опыте обращения с оружием в 14 лет. Будучи большим поклонником истории, он загорелся идеей новой книги, узнав о ночи 25 февраля 1964 года, когда в одном номере отеля собрались ещё не взявший имя Мухаммеда Али Кассиус Клэй, Малькольм Икс, футболист Джим Браун и музыкант Сэм Кук. Кемп захотел написать о дружбе этих четырех легенд, но в итоге проект превратился в пьесу «Одна ночь в Маями».

Идущая полтора часа постановка состояла всего из одного акта: мужчины просто собрались и обсудили… что-то. О чём они разговаривали на самом деле — неизвестно. Но Пауэрс намеренно старался избежать уподобления фанфикшену и основывал свои диалоги на фактах жизни героев на тот момент. Так, в 40 лет, началась его карьера автора пьес.

Но деятельность драматурга не ограничилась живыми постановками. Кэмп также работал над сценариями нескольких эпизодов первого сезона «Звёздный путь: Дискавери» и стал со-сценаристом и сорежиссером пиксаровской «Души». В своих пьесах Пауэрс постоянно обращается к теме неравенства чернокожего населения, отчего контраст с карьерой анимационного режиссёра (сейчас он занят сиквелами «Человека-паука: Через вселенные») особенно бросается в глаза.

Впрочем, со снятыми вживую полнометражками он тоже взаимодействовал, переписав свою первую пьесу в сценарий. Сохраняя основные темы, он всё же серьезно переработал текст. Чего только стоит тот факт, что четверо героев собираются в отеле только после полчаса фильма. В новых элементах автор не изменил своим принципам и, например, в первой сцене Джима Брауна, где тот общался с персонажем Бо Бриджеса, опирался на малоизвестную автобиографию футболиста, где описан подобный случай.

Все свои фильмы Пит Доктер режиссировал с кем-то ещё — в этом плане сорежиссёр «Души» не удивляет. Но то, что им оказался автор пьес, до этого не имевший никакого опыта с анимацией, меня зацепило. Да и сама «Одна ночь в Маями» где-то в инфополе мелькала: то ли в подкастах, то ли в новостной ленте. В рамках наверстывания интересных новинок до конца года я уже было готов посмотреть хоть в последний момент, но премьера на Amazon Prime только 15 января 2021 года планы разрушила. Но, в любом случае, 2020 год стал самым насыщенным в карьере Пауэрса с точки зрения стороннего наблюдателя-киномана. И в итоге я всё же посмотрел ленту вскоре после выхода.

Хотя фильм начинается с четырех отдельных зарисовок для каждого из героев, в первую очередь запомнил именно ту сцену с Бо Бриджесом, идущую третьей. Я как бы и сейчас не эксперт в расовом вопросе, а при первом просмотре два года назад то, что каждая из зарисовок иллюстрирует предубеждение к героям, будто и вовсе не заметил. Поэтому от того, как во время очень даже дружественной беседы внезапно проявляется ярый расизм, остался в шоке. Это был очень крутой эффект отрезвляющей пощёчины.

Как только стартовые сегменты заканчиваются, действие переносится в день перед той самой ночью и мы видим титр с названием. Нельзя сказать, что кино как-то особенно визуально богато, но этот титр с позирующим под водой боксером и правда чертовски удачен. Моментами улавливаешь корни пьесы-заложницы одного помещения, но всё же тут есть разнообразие локаций. То герои на крышу выйдут, то при рассказе о выступлении Кука повествование удачно перемежается со сценами, о которых и говорят.

Здорово помогает и актерский состав. Сыгравший Сэма Кука Лесли Одом мл. («Гамильтон») чудесно спел все музыкальные номера героя, а исполнитель роли Джима Брауна Элдис Ходж («Черный Адам») одним взглядом внушает благой трепет. При этом у него была небольшая фора — он уже играл эту роль в лондонской постановке 2016 года. Из Кингсли Бен-Адира получился на удивление душевный Малькольм Икс. Едва ли найдется ещё такая хрупкая, но при этом верная реальной личности интерпретация героя. Бен-Адиру в последнее время везет на исторических личностей: вот Барака Обаму в «Правиле Коми» сыграл, а сейчас исполняет главную роль в байопике о Бобе Марли.

Элай Гори («Ривердейл») прямо-таки горит будущим Али, при этом находя тонкую грань между самоуверенной задиристостью и ответственным спортсменом. И, хотя актерам второго плана тут мало что досталось, нельзя не отметить внушительного Лэнса Реддика («Джон Уик») в роли брата Карима, одного из охранников номера, приехавших с Малькольмом Иксом.

Фильму удается быть и увлекательным, и познавательным. Но, стоит признать, что второе превалирует. В диалогах много историй, каждая из которых опирается на какой-нибудь факт. Узнать про то, что чернокожий исполнитель, занявший 94 место в чарте, заработал тонную денег благодаря взявшему первое место каверу от The Rolling Stones, и правда интересно. Но как будто такая энциклопедичность немного мешает нарративу.

Но то, как удачно Пауэрсу удалось вписать эмоциональные перемены четырех героев на основе их реальных жизней, вызывает немереное уважение. Да и в целом он создал из этого общий нарратив о людях, осознающих свою роль в переменах в борьбе за равноправие, не скатываясь в нравоучения. Всё это очень легко интерпретируется в любой другой пример ситуации, когда люди пытаются понять, что они могут сделать для борьбы с явной несправедливостью. В этом плане фильм будет актуален всегда.

«Одна ночь в Маями» — очень сильная зарисовка о четырех оставивших свой след в истории личностях. Даже если вы не знакомы ни с кем из них, то всё равно вполне можете проникнуться их историями. Как минимум потому что я сам как раз был в такой ситуации при первом просмотре. А при повторном ознакомлении, будучи чуть лучше знаком с реальностью, эффект только преумножается.

8 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *