«Суперсемейку» я полноценно посмотрел лишь спустя 10 лет после её выхода. Дольше тянул только с «Приключениями Флика». По телевизору супергероика от Pixar почти не попадалась, ни на каких физических носителях у меня её тоже не было. Смотреть особо не тянуло, поскольку до этого я видел другой фильм Брэда Бёрда — «Рататуй» — и тот не особо впечатлил. Но, хэй, мне всего два фильма оставалось до того, чтобы можно было хвастаться, что я весь Pixar смотрел. Было бы глупо не наверстать.
Изначально проект разрабатывался для двухмерной анимации. Но когда «Стальной гигант» провалился в прокате, то Бёрд предложил его задумку своему старому приятелю Джону Лассетеру. Тот взял и идею, и её автора себе в студию. С ним пришли и часть работников с «Гиганта», и вместе они переучивались на 3D. Брэд остался единственным автором сценария и режиссёром, что оказалось в новинку для Pixar. Да и в целом для коллективного мира анимации такой индивидуализм большая редкость.
Он, помимо прочего, проталкивал на новое место работы принципы «девяти стариков» — легендарных диснеевских аниматоров, что изначально не нашло отклика у подчиненных. Единственные живые на тот момент «старики», Олли Джонсон и Фрэнк Томас, даже получили небольшое появление в конце картины. Причем не только голосом, но и внешностью.
На первый раз я решил, что фильм хороший. Ничего выдающегося, да и для Pixar это на удивление недоработанная картина в техническом плане. Сказывается, что, по словам одного из сотрудников студии, на воплощение проекта ушло бы пять лет и 500 миллионов долларов. Потому, когда вышел сиквел, я без сомнений говорил, что он мне понравился больше оригинала. Однако сейчас уже не так уверен.
Тема того, как в 60-х видели будущее, видимо, Брэду Берду долго не даёт покоя — вся его «Земля будущего» полностью про это. Однако здесь это служит скорее декорациями, в которых нам показывают наивный, но не слишком, мир супергероев. По стечению обстоятельств, отчасти связанных с действиями нашего главного героя, Мистера Исключительного (Крэйг Т. Нельсон), все сверхсильные и неподвластные закону защитники оказываются запрещены законом. Тем только и остаётся, что жить как обычные люди.
Спустя 15 лет, Мистер Исключительный… то есть Боб Парр живёт в браке со своей бывшей соратницей в плане подвигов Эластикой (Хелен Хант) и воспитывает троих детей. Работа особой радости не приносит, а жажда помогать людям и обостренное чувство справедливости и не думают идти на спад. На первый взгляд, таинственное приглашение на остров разобраться с взбесившимся роботом — отличный шанс вернуть хоть ненадолго старые деньки. Однако прошлое может аукнуться, увы, и не самым приятным образом.
На тот момент это был самый длинный фильм Pixar — до двух часов не хватило всего 9 минут. Однако все они здесь потрачены с умом. Каждый бит бьёт в цель, проседающих моментов почти что нет. История из своеобразного кризиса среднего возраста Боба плавно и естественно перетекает в уже семейные разборки, где жена тоже вынуждена вспомнить прошлое, а дети впервые используют свои силы для борьбы со злом.
Начать ленту с «квадратного» изображения 4:3 с записью интервью супергероев, а затем без промедлений перейти в полноценный кинотеатральный 21:9 было прекрасным стилистическим решением, помогающий нам погрузиться в новый мир. Даже в самых незначительных диалогах видна проработанность — как, например, когда Боб упоминает в перепалке с женой, что здание, из которого он спас людей, всё равно было ветхим и не выдержало бы пожара, так что в его проломе стены нет ничего страшного.
В истории нет ни одного лишнего персонажа, каждый в худшем случае запоминается, а в лучшем — покоряет. Героиня Мираж (Элизабет Пенья, «Час пик») в руках менее знающих своё дело людей очень легко могла стать раздражающей своей поверхностностью. Но в итоге загадочная девушка оказывается не лишена элементарной человечности, что здорово спасает происходящее.
Злодей Синдром, которого Джейсон Ли озвучил не только в зрелом возрасте, но и во флэшбеках, где он был ещё ребенком, оказался, при всей своей отталкивающей натуре, на редкость приятным. Понятно, где и почему он свернул не туда, и можно лишь восхищаться его упорством в желании стать героем. Злодеи в Pixar есть не в каждом фильме, а уж настолько харизматичного у них нет ни в одном из них.
Персонажем, укравшем каждую свою сцену, стала модельер супергероев Эдна Мод, за которую говорит сам режиссёр. Мало того, что она не самый очевидный вариант для комедийно-разгрузочного персонажа (это вам не говорящие ослы или снеговики), но и лишнего времени на экране не занимает — даёт сюжету ровно столько, сколько нужно, не прося большего. На её фоне даже Фреон, создающий лёд друг Боба, выходит скорее приятным дополнением. Уж кому как не герою с голосом Сэмюэля Л. Джексона перетягивать одеяло — так нет!
Порой бывает, что ты смотришь что-то и думаешь: «блин, какая отличная задумка. Жаль, с исполнением недожали». И это никак нельзя сказать про «Суперсемейку». В большинстве аспектов она просто безукоризненна. Будь речь про великолепный продуманный дизайн как героев, так и окружения или прекрасную ностальгическую музыку Майкла Джаккино.
По большому счёту, немногочисленные проблемы фильма вытекают с технической стороны. Иногда люди выглядят уж слишком резиновыми, волосы героев развеваются как-то неправильно и так далее. На фоне прекрасного подбора цветов и роскошных декораций такие мелочи особенно ломают просмотр. Если говорить о более творческой стороне процесса, то порой кажется, что детей немного недожали — и это-то в детском кино. Но свою роль они вполне отыгрывают, а героиня Фиалки честно и без выпячивания отражает мои собственные проблемы в подростковом возрасте (да и сейчас тоже), отчего мне проще всего переживать именно за неё.
Я был приятно удивлен пересмотром «Суперсемейки» — на второй раз стало гораздо проще понимать людей, из всей фильмографии студии особо любящих именно её. Это очень выверенное по множествам параметров произведение, и лишь небольшие несовершенства мешают сыграть ему идеальную мелодию.
9 из 10