6 марта 2020 года я сходил на «Вперёд». Это был последний фильм, просмотренный в кинотеатре перед их закрытием из-за пандемии COVID-19. Я был разбит. И смеялся, и плакал. Центральная идея оказалась слишком личной, до некомфортного уровня. Чувствовалось, что в основе есть нечто крайне жизненное для кого-то из авторов, что сильно совпало с моей жизненной ситуацией. Оказалось, так и есть.
После завершения режиссуры «Университета Монстров» Дэна Скэнлона на студии мотивировали создавать личные истории. И, услышав аудиозапись голоса отца, умершего ещё когда он был ребенком, он такую и начал писать. Правда, со старшим братом, отношения с которым стали основой для ленты, он не консультировался, поскольку хотел сделать фильм в том числе и для него. А так ждать пришлось бы немало: на разработку ленты ушло 6 лет.
Сразу стоит прояснить, что мой отец жив и очень даже здоров. Всё детство я постоянно чувствовал недостаток внимания с его стороны — и, справедливости ради, не знаю, насколько это правда. К моменту, когда я стал подростком, а он не так сильно загружен работой, мы оказались настолько разными людьми, что найти полноценный общий язык так и не удалось. А вот до моих 16 лет брат постоянно был рядом. Что приводило к взаимодействиям во всём спектре от любви до ненависти с регулярной сменяемостью. Вполне возможно, что отношения братьев в фильме ко мне даже ближе, чем к самому Скэнлону.
Лента происходит в мире магии и волшебства. Впрочем, соответствующие сеттингу существа вышеуказанным пользоваться перестали, построив общество наподобие нашему. В пригороде, где дома внутри обычные, а снаружи — грибы, живёт семья с двумя братьями: младшим Иэном (Том Холланд) и страшим Брэдли (Крис Пратт). Первому как раз исполняется 16, из-за чего он с братом получает наследство от почившего отца — магический посох, кристалл Феникса и инструкцию, как с их помощью вернуть родителя в мир живых на сутки. Но всё идёт не так и появляется лишь нижняя половина отца. Поэтому братья отправляются в квест, чтобы добыть новый кристалл и вернуть батю полностью.
По правде сказать, мироустройство — как раз не самая сильная сторона фильма. Да, есть определенные игры с условностями жанра и в целом оно помогает общей морали про поиск особенного в повседневном. Ещё и во время путешествия Иэн с Барли непредумышленно помогают другим волшебным существам найти свои исторические корни, что особенно хорошо работает на общую мораль. Но, например, причин, почему главные герои — синие эльфы, а не люди, вообще нет.
Вот и получается, что вроде бы и есть интересные находки вроде превратившей таверну в семейную забегаловку Мантикоры (Октавия Спенсер) или уникального превращения воздушных чипсов, но общее ощущение недожатой идеи остается. Зато авторы упомянули в титрах, что получили разрешение у владельцев «Подземелей и драконов» на использование Желатинового куба и Бехолдера. Правда, последнего я не заметил.
Впрочем, взаимодействие братьев вытягивает происходящее полностью. Холланд и Пратт идеально подходят своим героям (да и Владимир Яглыч на дубляже старшого тоже очень удачен). Замкнутость первого и безбашенность второго отлично контрастируют, но не застаиваются в одномерности. Позже герои в результате взаимодействия показывают и другие свои стороны, а у неустрашимости Брэдли находится очень трогательная причина.
Попробуем сейчас немного абстрагироваться и посмотреть на ленту в случае, если бы она не была мне настолько близка — скажем, еслиу меня не было сиблинга. Я бы в любом случае похвалил отличную графику, чудесную музыку братьев Майкла и Джеффа Дэннов («Хороший динозавр») и замечательный подбор Джулии Луи-Дрейфус на роль мамы после не самого удачного дебюта в Pixar из-за «Приключений Флика». Да, нарастающая происходящего немного сбоит, но оно во многом выравнивается абсолютно потрясающей кульминацией. Ты чувствуешь угрозу и при этом смеешься от того, какие в ней остроумные детали. Экшн отлично перемежается с осознанием и применением в действии Иэном уроков, что он получил за время путешествия.
Гадать, насколько изменилась бы моя оценка — занятие не слишком умное. В любом случае у меня есть пример коллеги по «Перетрению» Сергея, единственного ребенка в семье, всё равно не поскупившегося на высший балл. Независимо от того, насколько семейная драма тебе близка, она очень даже может сработать, если хорошо рассказана. А тут это однозначно самый сильный элемент во всей ленте.
Где-то полгода назад я показывал «Вперёд» маме. Тогда мне больше удалось сосредоточится на ленте как на приключенческом мультфильме, не слишком отвлекаясь на собственные переживания. И да, в этом плане чувствуется хорошеватость. Но вот сейчас пересмотрел в одиночку и меня вновь разорвало на слезы. Говоря о фильме в целом, нет смысла разделять своё восприятие. Ведь каждая его часть, даже самая мелкая, и создает общее впечатление.
«Вперёд» и сам по себе великолепный мультфильм. Пусть ему не повезло со временем выхода и общий прием был не настолько радужным, как у немалого числа других лент Pixar. Но зато ему удалось найти крайне благодарного зрителя в, том числе, моем лице.
10 из 10