В момент выхода тизера «Базза Лайтера» никакого подвоха не чувствовалось. Под роскошный ремикс Starman Дэвида Боуи нам показали чудесную графику, обещавшую бесконечность без предела. А в русском дубляже ролика, в отличие от оригинала, ещё и вернули голос, озвучивавший Базза в «Истории игрушек». Но как-то дальше не задалось.

Спустя два года и три фильма Pixar полноценно вернулись в кинотеатры и страшно провалились в прокате, собрав 226 миллионов долларов. До 2020 года это был бы худший результат в истории студии — даже «Хороший динозавр» смог собрать больше 300. Можно сказать, что получивший международный полноценный прокат «Вперёд» со своими 141 миллионами всё же провальнее. Но его прокат пришелся на начало международного турне пандемии. Здесь же речь о лете 2022 года, когда другой фильм об отчаянном лётчике, «Топ Ган: Маверик», собрал без пяти миллионов полтора миллиарда. Так что «Базз Лайтер» однозначно заслуживает звания главного неудачника в бокс офисе за историю Pixar.

Причин, почему так, называют много. Тут и конкуренция в прокате, и как будто уже сформировавшаяся привычка смотреть новые мультфильмы Pixar дома (которую, видимо, расформировала тоже уже стремящаяся к полтора миллиардам «Головоломка 2»), и то, что спин-оффы всегда собирают меньше основных частей франшиз, и скандал вокруг занявшего меньше секунды экранного времени однополого поцелуя. Хотя, конечно, потеря проката во множестве стран мусульманского мира сильно ударить по сборам не могли. Интересно, что потому же от проката отказались в Казахстане, где фильму делали официальный русский дубляж. Но не в Марокко, где однополые отношения уголовно наказуемы.

What's Behind the Backlash to Lightyear's Kiss? – SAPIENS

При этом оценки у фильма не то чтобы слишком низкие. 74 процента на Rotten Tomatoes — далеко не самый высокий результат для лент студии, но для плашки «сертифицировано свежий» достаточно. Пользовательская оценка там же и вовсе 84%, но на десятибалльных шкалах КиноПоиска и IMDb до 7 не дотягивает, что не шибко хороший признак. На Критиканстве, где после ухода голливудских мейджоров из официального проката такие ленты получают заметно меньше рецензий, до появления текста, что вы читаете прямо сейчас, тоже не шибко радужные 54 из 100.

Для меня самым необычным в истории знакомства с «Баззом Лайтером» было то, что его слили в сеть в хорошем качестве за пару недель до дебюта для домашнего просмотра на Disney+. К сожалению, без субтитров, но слишком большой преградой для просмотра оно не оказалось. Потом, чтобы, как минимум, не прерывать традицию ходить в кино на все фильмы Pixar, собственно, сходил. Пусть и пришлось слушать ту же закадровую озвучку, что была в наших кинозалах у «Я краснею». Зато, прошу заметить, это было всё ещё до появления на Disney+.

Потом не пересматривал, но болел за фильм: в разговорах с друзьями хоть и не активно продвигал, но настаивал, что, вопреки прохладному фону отзывов вокруг, понравилось. В итоге как минимум двое коллег по «Перетрению» тоже посмотрели и хвалили. С первого просмотра прошло два года и несколько дней — и вот пришла уже его очередь в рамках ретроспективы Pixar в «Пересмотре!». Как летит время! Кстати, восклицание как раз под тематику ленты.

Lightyear (2022) - IMDb

Говорить, что «Базз Лайтер» — продукт безжалостной студийной мысли не стоит хотя бы потому, что он был задумкой Энгуса Маклэйна, до этого бывшего вторым режиссёром на «В поисках Дори». Помимо того, что он горел идеей о фильме, из-за которого Энди из «Истории игрушек» захотел экшн-фигурку Базза и является фанатом научной фантастики, Энгус уже работал над франшизой, поставив короткометражку «Самозванец» и телевизионный спешл «История игрушек и ужасов!». В моих глазах он заслуживает всех похвал мира за «БЕРН·И», короткометражный мидквел «ВАЛЛ·И».

Космический рейнджер Базз Лайтер (Крис Эванс) выходит из гиперсна и приземляет судно с огромным экипажем на планете Т’Кани Прайм, так как там были засечены признаки жизни. Та оказывается враждебной, но в попытке улететь Базз повреждает судно. В итоге экипаж образует на планете колонию, а Лайтер, тестируя необходимое для возвращения домой гиперпространственное топливо, во время полетов на скорости, близкой к скорости света, всё дальше отрывается от них во времени. Отчего в основном действе со сопротивлением силам злобного Зурга (Джеймс Бролин) он оказывается не со своим лучшим другом и коллегой Алишей Хортон (Узо Адуба), а с командой младших рейнджеров во главе с её внучкой Иззи (Кеке Палмер).

Chris Evans And The 'Lightyear' Cast On Crafting Their, 45% OFF

Самый впечатляющий фрагмент ленты — монтаж, показывающий, как с каждым новым испытанием топлива Базз уходит всё дальше во времени. Композитор Майкл Джаккино, работавший до этого с режиссёром на «Истории игрушек и ужаса!», называет играющий во время монтажа трек Mission Perpetual своим любимым из работы над картиной. В заметном бэкграунде композитора в космических лентах, будь то трилогия Звездного пути или «Изгой-один», эта работа, на мой вкус, немного теряется. Но Mission Perpetual действительно прекрасна — как и, например, главная тема или играющая во время полноценного знакомства с Зургом To Infinity and Be Gone.

Визуально это не меньшее роскошество. За минимум времени мы получаем информацию за 62 года повествования. Даже нашлось место мимолетной шутке, что стареющая Алиша стала хуже водить, но отдергивает от помощи всё ещё молодого Базза. И да, поцелую тоже. При первом просмотре я его не заметил. При втором пришлось напрячься, чтобы всё-таки его увидеть. Сейчас же обратил внимание, что происходит он аж при третьем её показе с возлюбленной — уж что-что, а в лицо зрителю его никак не пихают. Отчего от степени раздутости мухи в слона недоумеваешь только больше.

Но, увы, весь фильм такой степенью проработанности похвастаться не может. Сейчас сильно бросилось в глаза некоторая «детскость» происходящего. Особенно в начале фильм уж шибко любит лишний раз проговорить то, насколько Базз не любит любую помощь и всё хочет делать сам. Как он с такими установками стал ответственным за целую человеческую колонию — не совсем понятно.

Lightyear (2022) - IMDb

Зато уроки свои выучивает очень даже эффективно. Хоть титр в начале и говорит, что это картина, которую увидел Энди из первой «Истории игрушек», но это чушь. Такой фильм никак не мог выйти в 1995-ом. Да, он может быть простоват и переполнен клише, но в своей основе вполне современный и несёт очень даже хорошие и важные ценности. Как минимум центральная идея фильма — уметь принимать свои ошибки и жить с ними — в экшн-фильме 90-ых никак не могла главенствовать.

Эту тему поддерживают как множество героев, от Базза и Зурга до Иззи и другого кадета, очень нестабильного по качеству юмора увальня Мо Моррисона (Тайка Вайтити), так и события, где есть место и альтернативному таймлайну, и сознательному отказу главного героя от возможности предотвратить вообще всё, что он считал своей виной. В какой-то мере здешний выбор не продолжать путешествия во времени даже более взрослый, чем схожая главная цель протагонистов в «Мстителях: Финал».

Не менее важен аспект про принятие помощи и умение её просить. Прежде всего за неё отвечает Сокс (Питер Сон) — робот-компаньон Базза, внешне напоминающий ходячую заводную игрушку в виде котика. Он по определению самый очаровательный герой ленты: с великолепной сухой подачей шуток, но при этом сохраняющий робо-идентичность, не разрушая цельный образ. Он оказывается и сюжетно важен, и крадет каждую свою цену. То есть добивается ровно того, к чему стремятся множество подобных персонажей. Но, увы, далеко не всегда достигают.

Lightyear (2022)

«Базз Лайтер» — фильм грамотный. Он знает, чем хочет быть. Его история в правильной форме преподносит хорошие уроки, оставаясь при этом в первую очередь приключением и не скатываясь в нравоучения. У него отличная картинка, хорошая музыка и приличный запас как экшена, так и юмора.

Детали могут подводить: окружения зачастую довольно бледновато, порой герои излишне повторяются и не все шутки срабатывают. Как мне кажется, вопрос того, насколько «Лайтер» может понравится, в первую очередь зависит от того, насколько сильно эти мелочи могут испортить просмотр. Признаюсь, при третьем ознакомлении они на меня давили сильнее, чем ранее. Но всё ещё не так сильно, чтобы не было желания называть его хорошим фильмом.

Если захотите посмотреть в дубляже, выбирайте вариант от Red Head Sound. Помимо того, что там в главной роли голос Капитана Америки Криса Эванса Даниил Эльдаров, так и перевод получше официального.

8 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *