При первом просмотре «Халк» Энга Ли мне очень не понравился. Сидя на даче и пялясь в экран телефона, недоумевал от всего происходящего, особенно в плане монтажных решений. Закончив просмотр, был действительно зол. Так сказать, почувствовал себя Халком.
Сейчас такой опыт вспоминается снисходительно по нескольким причинам. Это было время активного наращивания базы просмотренного, так что пользовался всем чем только можно. Сейчас-то смотреть полнометражки с экрана смартфона, что давно перегнал Full HD по количеству пикселей, как-то брезгую. А уж вспоминать времена HTC начала десятых или даже кнопочных Sony Ericsson совсем страшно. Но раньше это не останавливало. Да и то, что когда-то непонравившийся супергеройский блокбастер мог так сильно испортить настроение, сейчас воспринимается скорее с умилением.
Не то чтобы за эти двадцать с лишним лет у фильма появилась какая-то особая культовая слава. Но то, что он уникальный, со своим особенным подходом, оспорить трудно. Даже если сам факт уникальности и есть главная похвала, а не удачность или даже уместность этих элементов. В любом случае, чем дальше, тем больше освежить воспоминания казалось хорошей идеей.
Увидев в начале титр, где под графой исполнительных продюсеров вместе были указаны Стэн Ли и Кевин Файги, в голове сразу включилась перспектива на всё, что вышло двадцать с лишним лет после. На этих самых титрах уже хорошо видно креативность фильма: одни имена изобретательно отражаются в соответствующих поверхностях, а строчка монтажера вообще уплыла вместе со струйкой пота, на которой сидела. И всё написано шрифтом, что действительно используют в комиксах, а не проклятый Comic Sans.
Когда же начался основной сюжет и мы увидели диалог между главными героями, коллегами-учеными и расставшейся парой Брюса Кренцлера (Эрик Бана) и Бэтти Росс (Дженнифер Коннелли) и… уххх. Я не хочу голословно заявлять, что это плохо. Так что скажу так: это нечто среднее между неловкими паузами в наивных высокопарных диалогах из катсцен серии Kingdom Hearts и отбитой дисфункциональностью, мало имеющей общего с человеческим общением из наименее удачных фильмов Шьямалана вроде «Явления» или «Времени».
Одно дело, когда речь о взаимодействии с компьютерными героями. Но здесь же просто два человека общаются — а это так неестественно! Как будто ритм программ актерской игры сбился и пытается на ходу догнать то, что не успел доиграть в нужный момент, но в итоге происходящее от этого становится только более неловким. Словно эту сцену снимал режиссер, плохо знающий язык. Что, поясню на всякий случай, про Энга Ли, снявшего восьмью годами ранее оскароносные «Разум и чувства», говорить было бы оскорбительно.
Справедливости ради, такой градус неловкости диалогов непостоянен. Но рано или поздно к нему возвращаются — не сильно лучше, например, сцена в конце, когда Бетти и её отец, военный Таддеус Росс (Сэм Эллиот), поясняют за последствия кульминации. Я искренне не понимаю, почему эти сцены такие, что мешает им быть нормальными. Возможно, дубляж спасает положение, проблема в том числе в странности интонаций.
И да, Кренцлер, это имя от местных приемных родителей Брюса. То, что это сюжетно оправдано, ещё не значит, что оно не вызовет снисходительной усмешки. Правда, в остальном ругать отход от комиксов не особо хочется. Конкретно про Халка я особо и не читал, уже не жалко. Да и то, насколько «Халк» — вещь в себе, сейчас скорее радует. Даже условное и в нынешние времена не особо актуальное сценарное правило, что в фильме должно произойти только одно невероятное событие, формально соблюдено. Сначала отец Брюса Дэвид Бэннер (Ник Нолти) меняет свою ДНК, и уже после этого у неё появляется унаследовавший изменения сын и происходит, как говорится, само кино.
Отчего и решение взять злодея из комиксов Поглотителя и смешать его с Дэвидом видится относительно оправданным. Хоть в первоисточнике между ними нет никакой связи, но зато в самом фильме появляется очень четкий контраст между отцом и сыном в том числе в их суперсилах. Наверняка и в момент премьеры их финальная битва смотрелась со скрипом: если Халк, хоть дизайном хорош, но далеко не всегда убедителен, то уж Поглотитель со всеми трансформациями совсем хромает. Но, опять же, в плане задумки и амбиций хочется скорее похвалить.
Главное, что пугало в плане повторного просмотра — это монтажные решения, стилизованные под комиксы. Но в действительности всё оказалось далеко не так плохо, как я помнил. Да, моменты вроде того, что в кадре сначала появляется ландшафт, а потом меняется небо, кажутся ненамеренно смешными. Но есть и удачные решения как в сцене, когда для общего плана здания соотношение сторон экрана сужается. Это как с фильмами, где снятые IMAX-камерами сцены чуть пошире, но наоборот.
То, что авторы так постарались с монтажными эффектами вроде перехода через несколько сцен сразу и так далее, скорее вызывает уважение. Но если задуматься: язык комиксов не на пустом месте появился, во многом он ориентировался именно на киноязык. Так что когда уже комиксы переводят на последний так буквально, то получается эффект испорченного телефона. Скорее хорошо, что такой прецедент существует хотя бы разнообразия ради. Но вот записать его в однозначные плюсы «Халка» как полноценного художественного произведения всё же сложновато, их уместность с драматургической точки зрения мало оправдана.
Фильм не особо увлекательный, адекватно воспринимать его всё время не получается. Но в целом смотрится без особых проблем. Снято хорошо: когда монтаж не мешает, то порадоваться, скажем, облету живописных скал очень даже можно. Повествование по большей части понятно, в плане мотиваций персонажей и логики происходящего особых вопросов не возникает. Да, полноценно Халк появляется только на 42-ой минуте. Но это вполне оправдано сюжетом. Да и ранее зеленый парень пару раз мелькает как предзнаменование.
Его первая экшн-сцена — драка с мутировавшими собаками. Что на словах и во время первого просмотра казалось слишком нелепым. Сейчас же у меня с ними не было особых проблем. Сражение вполне зрелищное и тема битвы большего и меньших зверей работает. Причем если говорить о размерах, то расклад один, а если про степень дикости — противоположный. Тоже вполне удачный контраст.
Идеальная иллюстрация восприятия ленты — сцена ближе к концу, когда Брюс и Дэвид сталкиваются лицом к лицу. Смотря на степень эмоций сцены и черноту вокруг, я вспоминал, как ходил в школе с классом в малый зал местной филармонии и смотрел чудесно сыгранные пьесы без декораций. Ощущается трагический размах — шекспировский, древнегреческий, какой хотите. А потом Дэвид как герой «Веселых мелодий» кусает огромный электропровод. Вот вам сразу две крайности, которые обычно в супергеройских фильмах не увидишь.
Я рад, что пересмотрел «Халка». Да, хорошим фильм назвать не могу. Но в нём достаточно любопытных элементов, чтобы о просмотре жалеть не пришлось. В конце концов, теперь моя ему оценка по десятибалльной шкале выросла вдвое.
6 из 10