2015-ый был для меня удивительным годом по нескольким причинам. В его начале я завалил свою первую в жизни сессию и вскоре был отчислен из университета, а под конец уже восстановился. Но куда более значимой переменой (как минимум в рамках этого текста) стали мои новые начинания в плане кинокритики. Прощайте, заставляющие содрогаться в ужасе пользовательские рецензии на КиноПоиске. Здравствуйте, любительский киножурнал и IGN Россия, куда я попал благодаря текстам из первого. А ещё это был первый в истории год, когда студия Pixar выпустила сразу два фильма.
Когда выходила «Головоломка», у меня было всего одно издание, куда можно было о ней написать, так что (простите) голову ломать над ситуацией не пришлось. «Хороший динозавр» же вышел в ноябре, когда я начал писать для IGN в надежде, что мне там могут платить за статьи. Главный редактор киножурнала поставил вопрос о том, кто напишет рецензию на «…динозавра» между мной и ныне соавтором на «Перетрении» Сергеем, но конфликта интересов не произошло.
Текст Сергея был не только полон восторгов, но и прекрасно прошелся по той непростой ситуации, в рамках которой фильм выходил. Я же в своем материале затронул тему не так сильно, в том числе потому что был не так удовлетворён увиденным. Было трудно расписать, что именно на меня подействовала как глажка против шерсти, хоть увиденное в целом понравилось. А ещё в его рамках я неправильно определил вид, к которому принадлежит главный герой. Впрочем, с местным дизайном персонажей эту ошибку мог совершить каждый.
«Хороший динозавр» был идеей Боба Питерсона. Pixar наняли его в 1994 году и тот успел оставить свой след в каждой полнометражке студии по сей день, даже если речь идёт об озвучке фонового персонажа. Наиболее заметный вклад от него был в «Вверх», где Боб был сценаристом, сорежиссёром и голосом собак Дага и Альфы. Очевидно, что после такого успеха ему и доверили развить уже собственную идею в полнометражный фильм.
Но в августе 2013-го громом прокатилась новость об его отстранении с режиссерского кресла. КиноПоиск сообщил, что руководство передали Брайану Трасту, но это лишь ошибка перевода. В действительности имелась ввиду небольшая группа первых лиц студии, собирающаяся для помощи тому или иному проекту. Позже режиссёром стал Питер Сон, для которого это полнометражный дебют. Помимо того, что имя и фамилия нового режиссера — это фамилия предыдущего, так ещё Сон сделал прекрасную короткометражку «Переменная облачность», которую показывали перед… «Вверхом».
Отзывы на перенесенную сначала с ноября 2013-го на 2014-ый, а потом ещё на год вперед ленту в целом были неплохие. Но зрителей в залы картина сильно привлечь не смогла. Отчего кассовые сборы остановились на 332 миллионах долларов. На тот момент это был худший результат за всю историю студии. А учитывая, что бюджет ленты по разным источникам составил от 175 до 200 миллионов, то это можно считать кассовым провалом. Впрочем, благодаря пандемии коронавируса данные сборы оказались больше, чем смогли достать «Вперед», «Душа» и «Лука» вместе взятые.
Сама же лента рассказывает об альтернативной Земле, где метеорит, уничтоживший динозавров, пролетел мимо планеты. Арло (Рэймонд Очоа) — маленький и нескладный апатозавр с повышенной боязливостью. Его отец (Джеффри Райт) поддерживает сына как может, показывая пример отличного родителя. Но в силу обстоятельств Арло оказывается оторван от семейной фермы, а его напарником по горю оказывается детеныш первобытного человека. Тот не особо разговорчив, так что Арло дает ему кличку Дружок.
Главная фишка происходящего как раз в том, что это классический сюжет про героя и его питомца, но хозяином оказалось животное. Поначалу поведение Дружка и впрямь больше напоминает собаку. Но по ходу ленты и сближения с Арло в нём просыпается всё больше человеческого. В частности, из этого проистекает самая изобретательная и трогательная сцена картины — та, где с помощью палок и песка Арло и Дружок рассказывают друг другу о своих семьях.
В общении же и скрывается та деталь, что больше всего не дает мне покоя. Визуальное повествование в «Хорошем динозавре» на высоте, но вот разговоры немного подводят. В ходе своего путешествия домой Арло и Дружок встречают разных персонажей со своими особенностями речи. И, пожалуй, они даже слишком различаются, отчего страдает аутентичность картины мира.
Наиболее удачными оказались семья тираннозавров, где дочь озвучивает Анна Пэкуин из «Людей Икс», а патриарха — главный ковбой Голливуда Сэм Эллиотт. Если семья Арло — фермеры, то они — пастухи. Видеть, как Тираннозавр Рекс скачет подобно лошади очень странно, но в рамках изначально заданного мира это вполне работает. Но вот религиозный фанатизм птеродактилей укладывается в окружение уже не так хорошо.
Да, соригинальничал, не назвал главной проблемой фильма излишнюю мультяшность героев по сравнению с невероятно реалистичным (и, важно отметить, безумно красивым в каждом кадре) окружением. Не то чтобы это совсем не коробило — особенно удивляет правдоподобность синяка на почти что карикатурном теле Арло — но я понимаю почему так. В данном случае это максимально эффективный способ проникнутся к героям эмоционально.
А проникаться тут есть чем. История простая, не насыщенная событиями, но всегда даёт насладится картинкой. Даже простой кадр может выиграть от того, что он происходит ближе к закату, отчего небо переливается желтым и фиолетовым. Музыка братьев Майкла и Джеффа Данны претендует на звание одного из лучших саундтреков Pixar. Она может и аккомпанировать красоте просторов, и дарить особую магию сценам как в моментах со светлячками.
Я могу долго рассуждать насчет того, например, проще ли воспринимать картину, если первые минуты будут флешбеками, а лента начиналась сразу с приключений Арло и Дружка. Но что есть, то есть. В конце концов, искусство — не математика и переложение слагаемых тут необязательно работает. Уверен, Сон сделал все что смог в тех условиях, что у него были, дабы преподнести нам наиболее удачную версию фильма.
А есть у нас до безобразия красивый мультфильм со славными героями, приятными шутками (включая немного рискованную, но оттого удачную сцену с приходом от сгнивших ягод) и безукоризненным посылом. Я уже писал в момент премьеры, что «какой динозавр, такой и фильм». Эти слова всё ещё актуальны.
8 из 10