Странное было время. В момент полноценного знакомства со Звёздными войнами я как будто сразу взял установку, что это ушедшая эпоха. Оригинальная трилогия вышла задолго до моего рождения плюс для лицезрения приквелов в кино был маловат. Да, ещё есть мультсериалы, книги и прочее. Но долгое время меня это не особо волновало. И вот вышло «Пробуждение силы». А спустя ещё год появляется «Изгой-один: Звёздные войны. Истории». Звёздные войны снова выходят в кино? И я могу на них сходить? В голове не укладывалось.
Предыдущий фильм режиссера Гарета Эдвардса, «Годзилла», при наличии кучи проблем, скорее понравился. Как минимум потому что сама постановка была уж очень хороша. И саундтрек Александра Десплы великолепен. Правда, последний хоть и должен был стать композитором и в «Изгое-один», но позже выпал из проекта из-за пересъемок и связанных с ними изменений, наслоившихся на его работу с «Валерианом и городом тысячи планет». Отчего на пришедшему на смену Майклу Джаккино досталось всего месяц на написание всей музыки для фильма.
Вся эта ситуация с переделками в последний момент, где вроде как под конец бразды правления лентой на себя полностью взял её же со-сценарист Тони Гилрой, не сильно внушала оптимизм. По крайней мере Эдвардс остался на производстве до конца. Благодаря «Хану Соло» мы теперь знаем, что всё могло быть хуже.
Я старался не сколько завышать ожидания, сколько не создавать их вообще. Очень рад, что из-за друзей опоздал на сеанс, где крутили его трейлер и в итоге не видел тот полностью. Хотя прикол с сиреной там очень понравился. Так что я посмотрел на сеансы первого дня, выбрал наиболее удобный и устремился в кинотеатр. Смотрел, смотрел… и в конце меня прорвало.
Насколько могу судить, дело не чисто в «Изгое-один». Во время просмотра в кинотеатре «Пробуждения силы» я был безумно рад, что увидел эти дурацкие желтые начальные титры в соответствующем месте. Но в остальном как будто недополучил то, что сам понимал под Звёздными войнами. Для меня это в первую очередь именно мир с его техникой, планетами, расами, мифологией и так далее, а не чисто оригинальная трилогия. И «Изгой-Один» дал мне этот мир.
Это было настолько близко к религиозному опыту, насколько для меня возможно. Я сопел, слезы лились, голова переполнена восторгом. Сейчас даже трудновато осознать те эмоции. Помню, как записывал голосовое сообщение про свой опыт первого просмотра. Обычно я отношусь к этому формату крайне неодобрительно, но сейчас это казалось подходящим моментом для столь эйфоричного состояния. Но сейчас нигде не могу её найти, увы.
Это был важный толчок для начала изучения Звездных войн куда более подробно, чем ранее. В том числе поэтому настроился именно на новый канон и впоследствии прочёл две книги, непосредственно связанных с фильмом. Первой была «Катализатор. Изгой-один: Предыстория» Джеймса Лусено, давнего автора по вселенной (у него ещё читал прекрасного, хоть уже не столь актуального «Дарта Плэгаса»). Книга рассказывает в первую очередь о отце главной героини фильма и его пути со времен Войн клонов до первой сцены фильма, когда тому предстоит расстаться с дочкой. Вышло более-менее увлекательное чтиво, обладающее бесценным качеством для такого произведения: отлично вписываться в общую картину вселенной как элегантный кусочек паззла.
Позже вышла «Путь повстанца» уже не столь опытной Бэт Ревис. Сначала ты не сильно чуешь подвоха: сюжет рассказывает уже о главной героине фильма и её годах между первой сценой и основным действием. Вот она под опекой повстанца-радикала Со Герреры, вот оказывается сама по себе и попадает в суррогатную семью, где у неё к братишке чувства расцветаю в скорее романтические. А потом она и оттуда выпадает и происходит озарение: а книга-то полный отстой! Вещь чисто если вам прям прикипело узнать, что у неё такого происходило. Это никуда не ведёт, не особо помогает понять героиню и попросту не нужно. Собственно, поэтому этих сцен и нет в ленте.
Со временем пыл потихоньку ослаблялся. Понадобилось несколько пересмотров, чтобы полноценно осознать своё настоящее отношение именно к картине «Изгой-один», а не к до нелепого сильному опыту её изначального просмотра. Не уверен, что у меня это вышло. Но была ни была, пора бы уже поговорить о ней напрямую.
Незадолго до действий «Звездных войн: Эпизода IV – Новая надежда» Джин Эрсо (Фелисити Джонс) освобождают из тюрьмы группа повстанцев во главе с Кассияном Эндером (Диего Луна). Они знают, что та — дочь Галена Эрсо (Мэдс Миккельсена), ученого, помогающего Галактической Империи с её новым и крайне опасным оружием. Так начинается приключение, под конец которого Джин, Кассиян и другие отправляются на максимально рискованную миссию по добыче планов Звезды смерти.
Сюжет фильма, стоит признать, не слишком гладкий. Его основа, придуманная специалистом по спецэффектам Industrial Light & Magic Джоном Ноллом, чертовски хороша. Сделать базис для ленты ему помог Гэри Уитта. По этому документу скромная команда в ILM работала над лентой ещё до нахождения режиссёра и сценаристов. Последними уже стали упомянутый Гилрой и Крис Вайц, человек с самой удивительной карьерой в Голливуде. Вместе с братом он снял «Американский пирог» и «Мой мальчик», а уже отдельно — «Золотой компас» и «Сумерки. Сага. Новолуние». За год до этого фильма вышел другой проект от Диснея по его сценарию, великолепная «Золушка» Кеннета Браны.
Это нагромождение авторов далеко не самое большое в истории Голливуда, но хорошо характеризует получившийся текст. Тут много героев, все они интересные и им как будто тесновато друг с другом. Здорово помог бы акцент на главном герое, но ситуация двоякая. С одной стороны, история Джин работает, и актриса у неё прекрасная. Сцена с просмотром сообщения отца не может не растрогать каждый раз, так хорошо сыграна. Но она как будто не совсем удачно раскрыта. Её ироничные реплики произносятся стоически, что вызывает некоторый диссонанс.
На втором плане есть очень удачные примеры. Саркастичный дроид K-2SO (Алан Тьюдик) — мой любимчик, а из подобранных героями в команду в середине фильма монаха Чиррута Имве (Донни Йен) и стрелка Бейза Мальбуса (Цзян Вэнь) получился чудесный дует. Причем главные фишки первого — слепота и чувство юмора — были предложены самим актером, а режиссер без проблем с ним согласился. Форест Уитакер, сыгравший героя Со Герреру ещё из мультсериала «Войны клонов», здорово поработал над голосом, чтобы показать того же, хоть и сильно потрепанного героя. Ему, как и сыгравшему отца Джин Мэдсу Миккельсену, много сцен не дали. Но на обоих мужчин всегда приятно смотреть, они никогда не халтурят. А ставший основным злодеем в этой истории Орснон Кренник так эффектно исполнен Беном Мендельсоном, что он забил себе роли негодяев на годы вперед.
Начало у картины построено вполне грамотно, а финальный акт абсолютно чудесен. Но вот то, что между ними, и правда как будто недостаточно хорошо связано. С одной стороны, от постоянных прыжков в новое место веет классическим духом приключений. Но это сработало лучше, если бы весь фильм был такой, а не только его половина. В итоге ты пытаешься уловить, чем он хочет быть, а тот как будто сам не уверен.
Всё, что происходит до операции на Скарифе по похищению планов, скорее просто хорошо. Мир здорово выстроен, персонажи грамотно показаны, нужные для финала моменты заготовлены. Не хватает какой-то органичности. В целом придирки больше по мелочам, нежели к чему-то действительно важному. Да и последнее летит куда подальше, когда начинается операция. В пляжной обстановке происходит самое впечатляющее, в том числе благодаря своей приземленности, военное сражение в истории франшизы. Да и в воздухе, и в космосе все эффектно летает-стреляет. Каждому из отряда «Изгой-один» находится дело и эффектный момент. Абсолютно потрясающе.
А под конец ещё ждёт та самая сцена с Дартом Вейдером. Вы меня извините, но это снос башки. Одна из самых крутых сцен не то что Звёздных войн, а чуть ли не кинематографа вообще. Удивительно, что её добавили чуть ли не в последний момент. Так и в целом про всю картину получается: на каждую сомнительную деталь вроде не совсем удачного компьютерного возвращения лиц героев из 4 эпизода найдется покрывающая её прекрасная деталь.
Под конец расскажу одну историю. Как-то я подрабатывал расклеиванием листовок, слушая музыку через приложение SensMe на своей PSP. Она перемешивала композиции по разным настроениям и даже под время дня, всегда выдавая случайные списки. И вот я подхожу к очередному подъезду, клею объявление и слышу удивительной красоты мелодию. Вроде бы Звёздные войны, но слышны приемы, которые Джон Уильямс не использует. Других вариантов не возникает. Наслаждаюсь мелодией до конца и, растроганный, достаю приставку дабы посмотреть, что это было. А это сюита Майкла Джаккино для «Изгоя-один». Не помню, была это Jyn Erso & Hope Suite или Guardians of the Whills Suite. Но в любом случае они обе прекрасны.
Да, я жутко предвзят. Потому сам себя в тупик загнал. Но этот пример идеально показывает, что «Изгой-Один. Звёздные войны. Истории» — фильм не без удачных моментов даже в настолько объективных условиях, насколько это возможно. Можно разбирать сомнительные моменты сколько угодно, но это не отменяет той титанической работы, что пошла на этот первый фильм для кинопроката про далекую-далекую галактику без джедаев в главных ролях.
9 из 10