Я начал ретроспективу Эдгара Райта уже давно (больше четырех лет назад), но делаю в ней выпуски до нелепого редко. Говоря о любимом режиссёре, не хочется облажаться, выдав посредственный текст. А уж если речь заходит о любимой комедии — тем более. Впрочем, нельзя медлить вечно.
Вот и сам Райт, известный тем, как редко он выпускает фильмы, в 2021 году порадует нас сразу двумя режиссерскими работами. Причем в обоих случаях в новых для себя жанрах. Так что и я постараюсь впредь взяться за его фильмографию основательнее.
«Типа крутые легавые» были либо первым, либо вторым фильмом, который я посмотрел в оригинале. Как минимум он точно был первым из тех, что смотрел с английскими субтитрами. Во время поездки в Лондон по программе обучения языку в нашем общежитии раз в неделю делали кинопоказы. Первым во время моего пребывания было «Начало». Но о его демонстрации узнал только сразу после сеанса. Второй раз подобной ошибки допустить не мог.
На тот момент из фильмов Райта видел только «Зомби по имени Шон» и «Скотта Пилигрима против всех». Я знал о тогда ещё незавершенной тематической трилогии, начатой «…Шоном», и «…Легавые» как её вторая часть были в очереди на просмотр. Просто до поездки руки до них так и не дошли. И слава богу, поскольку данный опыт останется со мной на всю жизнь.
Не то чтобы это был комфортабельный просмотр. В зале зрителям расставили обычные школьные стулья, а экран хоть и был не слишком маленьким среди телевизоров с электронно-лучевой трубкой, но и по меркам 2011 года оставлял желать лучшего. Запускавшие DVD сотрудники не могли разобраться, как включить субтитры. Я им помог.
Мои знания английского на тот момент оставляли желать лучшего (я был худшим в своей группе), но более-менее понимать происходящее получалось. После просмотра шутил, что ориентировался в основном по ругательствам, что было недалеко от правды. Но этот опыт показал мне все прелести просмотра в оригинале, хоть полноценно я стал предпочитать такой просмотр дубляжу или озвучкам лишь несколько лет спустя.
Ах да, и фильм-то был превосходный. С тех пор я как только его не пересматривал — и в дубляже, и в одноголосом переводе из интернета, где человек не всегда успевал проговаривать реплики, но зато сохранил мат в переводе. И оба варианта вполне неплохи. Хоть я всегда буду против повальной цензуры в официальных русских локализациях, но в остальном претензий к дубляжу нет. Сергей Бурунов и Петр Иващенко на главных ролях превосходны, справились не сильно хуже оригинала.
Фильм начинается с перечисления заслуг Николаса Энджела (Саймон Пегг) — крайне ответственного и эффективного полицейского из Лондона — сопровождающегося монтажом под Goody Two Shoes Адама Анта. После мы переходим в сцену, где начальство, сыгранное сразу тремя прекрасными людьми (читавший заслуги Мартин Фримен, Стив Куган и Билл Найи), сообщает главному герою о его повышении до сержанта и переводе в глубинку с рекордно низкими показателями преступности. Энджел этому возмущается, но сцена заканчивается, когда он видит уже празднующих его перевод коллег.
Это идеальное вступление. Каждый перечисленный атрибут Энджела в итоге сыграет свою роль, а поочередные разговоры с тремя начальниками идеально отражают основной конфликт ленты. А именно твердость и верность общепринятым принципам Николаса против лицемерия общества. При всей комедийности «Типа Крутые Легавые» честно показывают, что отступание от принципов и закона ради мелочных желаний могут привести к откровенному безумию.
А если не копать так глубоко, то тут видно и уникальный комедийный ритм, и невероятное внимание к мелочам. Будь то резкий, но всегда идеально переходящий монтаж, безукоризненно подчеркивающая его звукорежиссура и выверенность каждого сказанного слова. Даже если это просто кривляние. Любой комедийный элемент уместен в рамках заданного повествования.
Это и выделяет Эдгара Райта среди всех кинематографистов комедийного жанра. Он не Джадд Апатау, дающий актерам огромный разгон для импровизаций. И не братья Зукеры, для которых удачная шутка куда важнее сюжета. Не чисто пародист, но при этом способен в максимально верную жанру ленту засунуть максимум шуток, которые всегда дополняют повествование.
За весь хронометраж почти нет моментов, которые не соответствовали бы заданной в начале планке. Максимум я могу немного придраться к легкой перегруженности финала. У фильма очень много сетапов и на каждый есть панчлайн. К моменту со взрывом уже есть легкое утомление от долгой череды добивочек.
И то данное ощущение крайне субъективно. Есть странный парадокс в том, что лента, использующая наследие полицейских боевиков и при этом в первую очередь опирающаяся на шутки, по проработке персонажей уделывает чуть ли не всех представителей жанра. Пародия оказывается качественнее оригинала и потому в этом моменте в конце привязка к жанру чувствуется как ограничитель.
Пока меня окончательно не унесло в обсасывание мелочей, надо хотя бы немного сосредоточится на основе. Приехав на новое место, Николас сталкивается с подозрительно тихим городком, хоть и не без своих заморочек. Пока другие копы вроде детективов Энди и Энди (Пэдди Консидайн и Рейф Сполл) относятся к герою с презрением, сын начальника полиции Дэнни Баттерман (Ник Фрост) восхищается прошлым коллеги и постепенно между ними завязывается дружба. Наблюдать за этим симбиозом отдельное удовольствие. Пока Энджел учится у новоприобретенного друга жить вне профессии, Баттерман на примере новичка находит новый, куда более осознанный смысл в собственной работе.
Постепенно в сюжете мелькает всё больше «несчастных случаев», что приводит к переполненной экшеном кульминации. Некогда тихий город становится полем боя. И это прямое отражение всей абсурдности самой идеи подобного поселения.
«Зомби по имени Шон» уже прекрасно продемонстрировал способности Райта, но в «Типа крутых легавых» они засияли усиленным блеском. Ещё одна сильная сторона режиссёра — невероятное меломанство, воплотить которое ему помогал музыкальный супервайзер Ник Энджел (да, в честь него назвали главного героя). Саундтрек этого фильма — самый заслушанный мной музыкальный альбом в жизни. При последнем пересмотре я вспомнил буквально каждую реплику, используемую как перебивки между треками.
Оригинальная музыка Дэвида Арнольда (бондиана от «Золотого глаза» до «Кванта милосердия») не очень удачно разделена в альбоме на главную тему в начале и все остальные композиции в последнем 23-минутном треке. Но и так можно оценить его мастерскую работу, не гаснущую на фоне пары десятков идеально подобранных песен. Небольшой вклад в музыкальное сопровождение сделал и Роберт Родригес, написав эпичный трек Avenging Angel.
Количество прекрасных актеров зашкаливает. С несколькими пересмотрами ты привыкаешь к крадущему все свои сцены ехидной ухмылкой и роскошными усами Тимоти Далтону или в любой момент максимально органичному Джиму Бродбенту, как замечаешь новое для себя лицо. А именно единственную женщину-полицейского в городе в исполнении Оливии Колман, не так давно покорившую меня в «Отце». А ведь есть ещё и удивительная в своей реализации шутка с героем комика Билла Бэйли или внезапное камео Стивена Мерчанта (британский «Офис», «Логан»)…
Мне не хватает слов, чтобы описать всю прекрасность «Типа крутых легавых». Это уморительная комедия, захватывающий дух полицейский боевик и в том числе резонирующий с важными для меня темами фильм. В нём есть всё, чтобы я мог получать максимум наслаждения при просмотре.
10 из 10