Всего дважды в жизни я ходил в кинотеатр на фильмы с рейтингом 18+ до наступления совершеннолетия. И оба были в 17, так что ничего сверхъестественного для этого делать не пришлось. О втором, куда более интересном в этом плане случае, поговорим когда-нибудь в будущем. Сейчас же речь пойдёт о первом, а именно финале трилогии «Кровь и мороженое» (или «Трёх вкусов Cornetto») «Армагеддец». Тогда просто купил билет и сходил, никаких проблем не было. Да, так скучно.
Но, конечно, безумно рад, что их не было. «Зомби по имени Шон» и особенно «Типа крутыми легавые» были лентами, из-за которых я стал синефилом. Так что успеть увидеть в кинотеатрах конец этой тематической трилогии — огромная удача. К счастью, и сам фильм не разочаровал. По крайней мере, меня: всё же как будто прием у «Армагеддеца» был послабее. Да и друзья до сих пор ругаются на концовку.
Идея фильма проистекает из сценария под названием Crawl о пробирающихся в паб подростках, который Эдгар Райт написал ещё в 1995 году. Решив, что этот текст подойдёт для комедийного исследования темы взросления, позже он вместе с Саймоном Пеггом и переработал сценарий в «Армагеддец». Лента в её нынешней инкарнации была задумана ещё во время промотура «Типа Крутых Легавых», но на тот момент Райту и Пеггу не хотелось продолжать совместную работу, так как работа над сценарием рекламируемой тогда картины их изрядно измотала. А предложений работы отдельно друг от друга хватало.
Продюсер предыдущих фильмов Нира Парк уже и не была уверена, будет ли у заявленной «трилогии тона» финал. В 2011 году Эрик Феллнер из Working Title, приютивший у себя на студии «Шона» и «Легавых», заболел раком. Пегг назвал эту новость «увесистым пинком под зад», из-за которого дуэт режиссёра/главного актёра дописали сценарий и сняли ленту. Феллнер, к счастью, вылечился, но узнал о мотивации подопечных лишь со слов журналистов Empire и был растроган услышанным.
История рассказывает о Гэри Кинге (Пегг) — 40-летнем алкоголике, чей пик жизни так и остался в старшей школе. Вместе с четырьмя друзьями они тогда планировали пройти «Золотую милю» — 12 пабов в родном городке Ньютон-Хэйвен — и везде выпить по пинте. Лишь трое из них тогда смогли добраться до девятого паба, но воспоминания от этого менее светлыми не стали.
Кинг, используя различные манипуляции и уловки, собирает старую команду в лице вполне успешных как минимум на своих рабочих местах Питера (Эдди Марсан), Оливера (Мартин Фримен), Стивена (Пэдди Консидайн) и некогда лучшего друга Энди (Ник Фрост) для повторного захода по «Золотой миле». Не то чтобы всё идёт гладко, но ситуация становится значительно сложнее, когда оказывается, что Ньютон-Хэйвен подвергся инопланетному вторжению.
Если и бросаться в градации, то стоит признать, что «Армагеддец» всё же и правда самая слабая часть трилогии Cornetto. Дело прежде всего в жанровом элементе. Ленты о зомби и полицейские боевики — дело затертое и понятное, реинтепретируй сколько душе угодно. Здесь же авторы отсылают к социальной научной фантастике, указывая в качестве ориентира произведения Джона Уиндема, автора «Дня Триффидов» (и, например, «Хризалидов» — благодаря им узнал о этой книжке и полюбил её). Вот насколько здесь игра с жанрами работает?
Под конец появляется ощущение тяжеловесности повествования. Да, и в «Шоне» с «Легавыми» положение вещей в начале и конце сильно менялось. Но здесь всё обернулось как-то слишком радикально. При желании можно найти нотки, по которым оно работает. Но всё равно вышло не так органично, как хотелось бы. В целом элемент с пришельцами как будто недостаточно продуман. Они слишком аккуратно подстраиваются под нужды сюжета и потому сами не особо видятся тем, что могло быть на самом деле. Но уже за то, их главу озвучивает Билл Найи, можно многое простить.
И вообще: хоть и уступает, но на самом деле не так уж сильно. Много что тут сделано и лучше, чем в предыдущих лентах. Сами герои ощущаются более объемными. То, как хаотично и разносторонне сыгран и исполнен Гэри Кинг, вызывает исключительный восторг. Честно говоря, более интересного образа у Саймона Пегга и не вспомню. Уже добившись своего, он может отвлечься от собравшихся друзей ради игры в аркадный автомат Need for Speed: Underground (даже чисто по-человечески я это уважаю). А пока его нет, остальные максимально органично наверстывают упущенное, в их давнюю дружбу мгновенно веришь.
Это тот случай, когда надо награждать весь актерский ансамбль. Будь то более заметные партии вроде сестры Оливера и яблока раздора школьных времен Гэри и Стивена Сэм в исполнении Розамунд Пайк и некогда учителя литературы у главных героев, сыгранного Пирсом Броснаном. Или помогающих лучше понять происходящее эпизодические роли героев Дэвида Брэдли и Майкла Смайли. Каждый на своем месте и сияет.
Ещё у фильма первенство в плане музыки. Уж сколько раз я переслушивал саундтрек «Армагеддеца» — представить страшно, диалоговые перебивки из него мгновенно узнаю при пересмотре самой картины. Все песни максимально колоритны и сами по себе прекрасны. Музыку из «Легавых» я слушал чаще чисто потому что у неё была пара лет форы перед выходом этого альбома.
Оригинального саундтрека похвала тоже касается. Стивен Прайс в том же году получил Оскар за «Гравитацию», хотя здесь проделал не менее впечатляющую работу. То, как он встроил в музыку электронные шумы (звук, который издают колонки при нахождении рядом телефона, на который звонят, ни с чем не перепутаешь), просто гениально. Где надо — динамично, а где и эпично или трагично. Просто великолепно.
А ещё же и драки есть! Поставленные, кстати, каскадерской труппой Джеки Чана. Можно придраться, мол, а с чего вдруг эти пьяные герои так хорошо фигачат? Но, как можно заметить, наиболее эффективно бьются вечно буйный Гэри, хоть и полноватый, но с прошлым в спорте Энди и занимающийся в зале Стивен. Это на случай, если вам действительно важна сюжетная обоснованность этих и так роскошно сделанных сцен.
Общие темы о взрослении и примирении с прошлым фильм преподносит очень даже эффектно и эффективно. При этом вполне верен предыдущим фильмам «Крови и мороженого» — одно только разнообразие и резкость нарезок заполняющихся пивом бокалов дорогого стоит. Это однозначно самая зрелая работа трилогии, по итогу уступающая предыдущим лентам со сценариями Райта/Пегга разве что совсем незначительно.
9 из 10