После «Эль Тигре: Приключения Мэнни Риверы» я влюбился в стиль Хорхе Р. Гутьерреза. Сериал закрылся внезапно и несправедливо рано, отчего встал вопрос — чем займется этот гениальный мексиканец дальше? В 2010 году русскому фан-сайту «Эль Тигре» удалось связаться с Хорхе через е-мейл его жены, Сандры Экихуа, тоже работавшей над шоу. Получилось спросить не так много, но мы смогли узнать о некоторых мелочах про сериал, любимом фильме автора («Хороший, плохой, злой») и что пара сделала пилот для Диснея. В итоге он не был запущен в производство.

И тут, в мае 2014-го, внезапно выходит первый трейлер «Книги Жизни» — трехмерного полнометражного мультфильма, где Хорхе стал режиссёром и сценаристом, а в продюсерах числится Гильермо дель Торо. Я даже репостнул пост с роликом на свою страницу ВКонтакте (это особая и крайне редкая честь, если вы не знали). Премьеру назначили на октябрь, но в России её перенесли на февраль следующего года.

Прокат от 20 Century Fox давал надежды, что картина сможет спокойно добраться до моего города. Но необычная стилистика, чуждые нам традиции и средний бюджет со слабой рекламной компанией заставляли сомневаться. Для Reel FX Animation это был второй полностью их проект после крайне сомнительного «Индюки: Назад в будущее». Вообще они начали свою работу ещё в 1996-ом, но до больших экранов добрались только в 2006-ом, сделав вклад в создание «Большого путешествия».

К счастью, я смог спокойно сходить на утренний сеанс в хороший зал и в гордом одиночестве насладиться новым проектом Гутьерреза. И действительно получил немало удовольствия. Всё красочно, с колоритом. Претензии небольшие, но я был слишком рад видеть новое творение автора «Эль Тигре», чтобы придать им значение.

И расценивался бы фильм как, может, не самое удачное, но единственное в своем роде произведение. Но вот надо было три года спустя выйти «Тайне Коко» — тоже мультфильму про музыканта из вымышленного мексиканского городка, семья которого против его увлечения и попадающего в страну мертвых во время Дня всех святых.

Разумеется, контекст и персонажи сильно отличаются. Но глупо отрицать, насколько мощную тень творение Pixar опустило на предшественника. Я пытался показывать «Книгу жизни» семье брата, у которого дочка одно время постоянно смотрела «Коко». Патриарх заметил, что из-за последнего показываемый мультик уже не воспринимается. И ведь это чистой воды совпадение. Режиссёр «Тайны Коко» Ли Анкрич тоже имеет мексиканские корни и для него рассказать эту историю было так же важно, как и для Хорхе.

История начинается в нашем мире, где пятеро детей приезжают на экскурсию в музей. Их встречает необычная экскурсоводша (Кристина Эпплгейт), проводящая гостей в некую подпольную экспозицию, посвященную Мексике. Там и начинается основной рассказ, в котором все человеческие персонажи — деревянные куклы из выставки.

Боги земли мертвых Катрина (Кейт дель Кастильо) и Шибальба (Рон Перлман) поспорили, кто из двух молодцов завоюет сердце красавицы Марии (Зои Салдана) — музыкант из семьи конкистадоров Маноло (Диего Луна) или сын местного героя Хоакин (Ченнинг Тэйтум). Шибальба поставил на последнего и играл не совсем честно: ещё в детстве он дал Хоакину медаль Вечной жизни, а позже обманом затащил Маноло в страну мертвых.

Фильм отлично делится на две части. Причем как структурно, так и буквально, по хронометражу. В первой мы узнаем предысторию троицы, их жизнь в детстве и уже в более зрелом возрасте, когда Мария возвращается с учебы в Испании. Тут авторы заигрывают с жанрами как обычного мюзикла с замечательными оригинальными песнями, так и jukebox-мюзикла, то есть когда используются уже известные хиты (как в «Мамма MIA!» или «Мулен Руж»). Выбор последних неординарен, но тем и интересен: тут и Creep от Radiohead (ругательство из припева убрали, не беспокойтесь), и Can’t Help Falling in Love Элвиса Пресли.

В начале основная проблема фильма видна куда более отчетливо, чем во второй, когда нас ждут сплошные путешествия по волшебным мирам. Сложно избавится от ощущения, что фильм перегружен. Будто Гутьеррез боится, что больше ему полнометражку не доверят и впихивает в неё все, что может. И/или пытается изо всех сил скрыть тот факт, что при всей его любви к феминизму и сильным женщинам эта история о двух парнях, в течении пары дней делающих предложение одной девушке и вскоре она говорит одному из них да.

Если претензию упрощать, то я бы её сформулировал так: Хорхе как сценарист вместе со своим партнером времен «Эль Тигре» Дугласом Лангдэйлом недостаточно доверяет зрителю. Нарратив с экскурсоводшей помогает добавить шуток и создаёт закадрового рассказчика. Но приём не оправдывает себя полностью.

Когда Маноло впервые попадает в страну мертвых, мы видим всю её красоту (причем отличающуюся от «Коко», уникальную) и мгновенно оказываемся в интенсивном знакомстве с погибшими родственниками героя. Между первым и вторым видно отличный момент без диалогов, который помог бы зрителю проникнутся новым местом и лучше освоится. Но нам забивают его бесполезным закадровым голосом. Хорхе отличный визуальный режиссер, но мастерства работы со словами ему не хватает.

Визуальный стиль прекрасен, но с каждым пересмотром я выявлял для себя одну явную проблему — к стилю отдельных трехмерных кукол с дизайнами Гутьерреза и Экихуа невозможно привыкнуть. Для главных героев это не проблема, но более карикатурные второстепенные герои постоянно коробят глаз. В двухмерных «Приключениях Мэнни Риверы» это смотрелось органично, но третье измерение им только мешает. Куда проще, например, свыкнутся с условностью «Времени приключений» или картонностью «Южного Парка».

Но к чему никаких претензий нет, так это к музыке. Композитором числится Густаво Сантаолалья («Горбатая гора», The Last of Us), а текст к двум главным песням, I Love You Too Much и The Apology Song, написал Пол Уильямс. Заслуги последнего очень разнородны — я его, наверно, лучше всего знаю по Rainbow Connection, самой известной песне Маппетов. Она настолько проникла в поп-культуру, что её использовали даже в первом сезоне «Легиона». Специально для фильма Диего Луна учился петь и с обоими песнями справился великолепно.

При последнем просмотре я совсем чуть-чуть разочаровался в «Книге жизни». Но когда лента из отличной становится просто хорошей — это далеко не худшая перемена. Нам успели пообещать продолжение несмотря на довольно скромные сборы фильма, лишь почти вдвое превысившие бюджет в 50 миллионов долларов. Хорхе же упомянул, что у него есть план на трилогию. Но никакой конкретики пока нет.

После этого фильма у Гутьерреза была не слишком ровная дорога. Он сделал VR-короткометражку, работал над Лего-фильмом, закрытым после расторжения сделки между Warner Bros. и LEGO, а сейчас нашёл пристанище у Netflix. Уже в этом году там выйдет его мини-сериал «Майя и три война», а в конце прошлого года Хорхе в твиттере пообещал возвращение «Эль Тигре». Как говорится, за язык никто не тянул.

8 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *