«Скотт Пилигрим против всех» появился в моей жизни в идеальный момент. Глянул его вскоре после выхода на видео в конце 2010-го. То есть примерно в одно время с «Начало» и «Темным рыцарем». Так что тут сработали два момента. Во-первых, моя любовь к кино как минимум из-за этих троих зацементировалась намертво. Во-вторых, сложно подобрать более подходящий момент для просмотра «Пилигрима», чем время полноценного становления подростком. Что со мной в 14 лет как раз происходило.
Уж больно хорошо под этот настрой подходит сюжет. В уютном канадском Торонто живет себе спокойно Скотт Пилигрим (Майкл Сера) — раздолбай, играющий на басу в группе Sex Bob-Omb. И всё бы ничего, но он находит девушку своей мечты, загадочную американку Рамону Флауэрс (Мэри Элизабет Уинстед). Чтобы встречаться с ней, придется победить семь злых бывших. Дальше нас ждёт приключение, наполненное экшеном, повседневной жизнью ещё не нашедших себя людей за 20, романтикой и поп-культурными отсылками. Одно название группы уже намекает на врага из игр серии Super Mario.
В следующем году обзавелся оригинальными комиксами Брайана Ли О’Мэлли и полюбил их даже больше, чем фильм. Уж не знаю, сколько раз их перечитывал, но делал это взахлеб, днем и ночью. В конце томов иногда были заметки насчёт музыки, под которую автор рисовал, и я её активно скачивал. Это был идеальный эскапизм. Но чем дальше, тем сильнее всплывали серьезные темы вроде того, что если ничего не делать, то твои ошибки будут повторятся и мы сами творцы своей судьбы. Это не морализаторство, а органичная часть истории, придававшая мне как читателю силы жить в этом не слишком дружелюбном мире.
Так, конечно, не могло продолжаться вечно. Со временем Скотт Пилигрим становился всё меньшей частью моей жизнью. Идея сделать татуировку в виде его дополнительной жизни казалась гениальной, но со временем затухала. В том числе потому, что она появлялась в третьем и шестом томе, а мой любимый дизайн героев, постоянно менявшийся в каждой книге, был в четвёртом.
К ленте же возвращался периодически. В том числе летом 2011-го, когда происходили первые потуги на поле кинокритики. После первого просмотра я не почувствовал в себе силы натыкать в кнопочный телефон (на даче других средств для печати не было) нужный текст. Так что пересмотрел на следующий день и таки набрал ту жалкую мешанину букв, что всё ещё доступна в разделе пользовательских рецензий на КиноПоиске. Потом как минимум смотрел с комментариями для написания статьи о режиссёре Эдгаре Райте и умудрился показать родителям. В последний раз смотрел в анти-кафе, где местный комикс-шоп устроил спецпоказ.
В фильме Скотту Пилигриму 22 года (так как Майклу Сере, казавшийся кинематографистам идеальным вариантом, на момент начала съемок было 21), в комиксах — 23-24. Мне сейчас 25, так что лучшего времени для повторной оценки этого культурного феномена не найти. Тем более по какому-то недоразумению я всё ещё не смотрел фильм полноценно в оригинале.
Вполне возможно, что если бы не комиксы, то «Пилигрима» я пересматривал чаще. Старый как мир вопрос про «книга лучше» встал ребром: я боялся слишком сильно разочароваться в фильме, который так много для меня значил. То есть попал в ту же ловушку, что ругал ещё в одном из первых выпусков «Пересмотра!». Но можно пойти ещё дальше: а что, если я перерос и комикс? Чтобы разобраться в своих чувствах максимально обстоятельно, сначала решил перечитать все шесть томов оригинала. Тем более раньше свои цветные издания лишь пролистывал, хватало максимум на случайный том. Как будто покупал, чтобы давать почитать другим, будь то бывшей, подруге и даже маме последней.
Не перерос. «Скотт Пилигрим» Брайана Ли О’Мэлли всё ещё моя любимая серия комиксов. Уже не так схожу с ума по ней, но это и хорошо. Главное, что остается то ощущение легкости в забавных моментах и увлеченности в драматичных. Это минималистичная сага о поиске себя, способная абсолютно серьезно не воспринимать себя всерьёз. Шуточки, отсылочки к миру игр, кино, сериалов и музыки с живыми, в большинстве своем приятными герои, существующими в фантастическом мире, по большей части работающим как наш.
А потом пересмотрел и фильм, где наконец-то смог услышать, как Билл Хэйдер читает за кадром надписи в начале. Опасения тоже ушли на нет: «Скотт Пилигрим против всех» как раньше захватывал и не отпускал, так и сейчас. В ответ сомнениям как фаната первоисточника в первую очередь стоит сказать, что если чего-то это и экранизация, то первого тома, «Скотта Пилигрима и его прекрасной маленькой жизни».
Тут огромное количество визуальных заимствований, напрямую взятых шуток и так далее. Чем дальше по томам, тем меньше у происходящего общего с ними. Эдгар Райт и Майкл Бэколл («Джамп стрит, 21») работали над сценарием ещё с 2005 года, что служит идеальным объяснением такой ситуации. На момент назначения Бэколла второй том ещё даже не вышел. Авторы активно консультировались с О’Мэлли, отчего написанные ими реплики наоборот, попадали в комикс.
Автор оригинала был на съемках, в том числе по просьбе режиссёра рисуя более крупные версии всяких мелочей из томов. В итоге и визуальные элементы фильма проникли в финальный том, вышедший в один месяц с экранизацией. Оба произведения имеют очень схожее начало, но сильно отличающиеся развитие и кульминацию.
Все персонажи перешли в фильм на отлично. Чего стоит один только сосед Скотта Уоллес Уэллс, заодно ставший звездным часом для Кирана Калкина. Из Мэри Элизабет вышла удивительно идеальная Рамона, хоть её раскрытие из финальных томов вообще не показано. Подобное можно сказать и про других героев, будь то Найвз Чау (Эллен Вонг), 17-летняя девушка Скотта на момент встречи с Рамоной, или барабанщица Sex Bob-Omb Ким Пайн (Элисон Пилл). Превосходный кастинг, роскошная передача персонажа, сильно урезанный потенциал. Максимой такого подхода стала бывшая Скотта, Энви Адамс (Бри Ларсон). Её звездную болезнь отобразили как надо, а от огромного флэшбека в третьем томе остались мимолетные намеки.
В случае же идеолога Sex Bob-Omb Стивена Стиллза (Марк Уэббер) герой и вовсе поменялся ради сюжета, в котором стремления группы оказались куда амбициозней. Этому помогло и то, что за их песнями стоит музыкант Beck, так что они явно не лажают как в оригинале. Но в первую очередь поменялся сам Скотт. В комиксах у персонажа заметно сильнее «ветер в голове», отчего его пассивность помогала сюжету растягиваться на месяцы. В фильме он куда более сжат и занимает от силы несколько недель, а по ощущениям и вовсе затрагивает дни. Сценаристы смогли лучше форсировать события, сделав Скотта чуть более ноющим. И это работает.
Да, все эти перечисления различий не были претензиями или перечислением минусов. Скорее исследованием, помогающим мне разобраться в своем отношении к ленте. Если на драке с первым злым бывшим, Мэттью Пателом (Сатья Баба), мы оказываемся почти с одинаковым темпом, что и в комиксе, то до второго, кинозведы Лукаса Ли (Крис Эванс), доходим куда быстрее. А Стивен Стиллз заинтересован в нём сильнее, что порождает несколько отличных и оригинальных шуток. Драки же с третьим (Брэндон Рут) и четвертой (Мэй Уитман) происходят в один день, что я заметил далеко не с первого просмотра. И да, можно отметить супергеройские роли Рута и Эванса до и после «Пилигрима», но это уже заезжено. Куда интереснее упомянуть, что у Серы и Уитман произошло воссоединение со времен «Замедленного развития», только теперь динамика их персонажей сильно изменилась.
Гидеон Грейвс (Джейсон Шварцман), организатор лиги злых бывших, в нарративной структуре тоже приобрел немного иную роль. Но в своей сути остался ровно тем же гадом. Что победа как авторов, так и исполнителя роли. Младшая сестра Скотта Стейси безумно органична не смотря на то, что в реальности Анна Кендрик старше Серы. А на тот момент только начинавшей Обри Плазе удалось переплюнуть оригинал в исполнении эпизодической героини Джули Эндрюс. Правда, не без помощи монтажеров, так удачно использовавших цензуру.
Как визуальное медиа «Скотт Пилигрим против всех» воспользовался своими преимуществами перед печатной продукцией по полной. За каждую вымышленную группу отвечали реальные музыканты, а композитором стал Найджел Годрич. На данный момент это его единственная работа такого рода, ибо в первую очередь он продюсер, сотрудничавший, например, с Radiohead и Полом Маккартни.
Но справился он достойно на фоне всего этого огромного музыкального безумия разных прекрасных авторов, будь то оригинальные мелодии от Metric и Dan The Automator или хиты разных калибров от давших своей песней имя главному герою Plumtree до The Rolling Stones. Нашлось место даже Кодзи Кондо, чьи мелодию из серии The Legend of Zelda использовали в одной из сцен сна. Её можно послушать на вышедшем спустя 11 лет после премьеры картины специальном издании саундтрека.
В плане постановки Эдгар Райт что только не делает. Вот вам и гигантские монстры, символизирующие битву банд. А вот эпизод, стилизованный под ситкомы с прицелом на «Сайнфелд». И всё это, не смотря на разнородность материала, работает органично настолько, насколько вообще возможно. Даже когда герой просто идет по улице, но одном кадре можно увидеть семь крестов. Те, что на желтом фоне, означают ещё не побежденных бывших. Вот о таком уровне продуманности и мастерстве исполнения я и говорю.
В рассказе о «Скотте Пилигриме против всех» легко распылиться на тысячу мелочей. Так что пока я так и не сделал, то стоит подытожить. Взяв основу преимущественно из первого тома, фильм смог развиться в самостоятельную ленту, переполненную удачными визуальными образами, превосходной музыкой, отличным актерским исполнением и много ещё чем. Это как смотреть за падением тысяч домино в красивый узор: скоротечно и безумно увлекательно каждую секунду. Поэтому «Скотт Пилигрим» и стал одним из моих самых любимых фильмов вообще.
10 из 10