Обычно в этом месте я жалуюсь на русскую адаптацию названия. Но, по правде говоря, это не такой уж плохой вариант. Вероятно, ближе к Shaun of the dead будет какой-нибудь «Шон живых мертвецов», но и так нормально.
Хватит глубоко копать, отыскивая доступное только на кассетах или нишевые сериалы. Пора поговорить о том, из-за чего Эдгар Райт с Саймоном Пеггом и Ником Фростом стали известны и обожаемы в киноманских кругах. Во время моего первого просмотра «Зомби по имени Шон» трилогия трёх вкусов Cornetto ещё не была завершена. Она и её духовное продолжение «Типа крутые легавые» мне тогда казались этаким апогеем любви к кино. Вкусив их, ты получишь полное право называть себя киноманом. Я и сейчас так думаю.
Отчасти причиной такой широкой популярности в узких кругах киноленты можно назвать то, что «Зомби по имени Шон», как и последующие два фильма формальной трилогии, не чисто пародия на свой жанр, как могло показаться на первый взгляд. Это комедия, в ней высмеиваются определенные штампы, но она вполне работает и как фильм ужасов. Вплоть до того, что здешние герои тоже любят поделать опасных глупостей, пусть потом они их признают таковыми. Правда, по большей части это касается второй половины. Из-за этого моя подруга-любительница хорроров так и не досмотрела «Шона», сказав, что там сплошь «тупой американский юмор». Как вы понимаете, с тех пор я уже лет 5 как толком с ней и не общаюсь.
Шон (Саймон Пегг, выступивший автором сценария вместе с Райтом) – близкий к 30 годам раздолбай. Он работает тем самым «вам что-нибудь подсказать?» в магазине электроники, водит свою девушку Лизу (Кейт Эшвилд) исключительно в паб и большую часть времени прожигает вместе с другом детства Эдом (Ник Фрост), на фоне которого сам кажется вполне полезным членом общества. Подобная стагнация любовь его жизни не устраивает. Но впоследствии выходит, что их разрыв совпадает по времени с распространением зомби-вируса в Лондоне. В итоге вопрос не в том, будут ли они вместе, а в том, выживут ли они.
Лучшие представители жанра боевиков, от «Крепкого орешка» до «Штурма Белого дома», любят делать долгий разгон, прежде чем порадовать нас сценами действия. Здесь ситуация схожая: нас знакомят с повседневной жизнью Шона, его окружением, нынешним положением дел, приправляя действие динамичным монтажом, крепким юмором (особенно визуальным – вымирающее искусство для неанимационных лент нашего времени) и затравками.
Ох, затравок тут море, в них купаться можно. Дело не ограничивается каким-нибудь «ты труп», сказанное как обычное ругательство. Тут есть конкретное предсказание одного героя другому, в каком месте тот окажется в последней сцене фильма. Ворчливый сосед Шона Пит (Питер Серафинович) в тот момент высказывался, конечно, исключительно образно. При первом просмотре сию деталь заметить едва ли возможно. Я вот её только сейчас приметил – а это уже мой, если прикинуть, четвертый или пятый просмотр.
Если за что «Зомби по имени Шон» можно поругать, так за излишнее количество затравок. Райт постепенно погружает нас в предстоящую катастрофу всевозможными деталями: от репортажей на фоне до странно ведущих себя статистов, что вызывает только восхищение. Но на словах выходит слишком явно. Аналогия жизни Шона (да и большинства людей в целом) как уже изначально настолько рутинной, что не сильно отличается от бытия зомби, сама по себе хороша, но авторы перегибают с ней палку. Хотя и не сильно.
В остальном для картины, в успех которой не верили даже люди, над ней работавшие – один из членов съемочной группы так и сказал юному Райту, не признав в нём режиссера – вышло поразительно здорово. По съемкам и не скажешь, что для Эдгара это был первый полноценный полнометражный проект. В начале у цветов немного завышена яркость, в конце пленка становится более зернистой – такие мелочи, едва ли заметные при просмотре на DVD, уже говорят о том, что постановщик знает, что делает. Даже самые незначительные детали помогают раскрытию истории, отчего оммаж классическим зомби-хоррорам Джорджа Ромеро и романтическим комедиям Ричарда Кёртиса заодно приобретает индивидуальность. Видно, что из небольшого бюджета был выжат максимум.
К вопросу о выжимании максимума – местный саундтрек просто прекрасен. Дело не только в двух лучших хитах Queen: каждая композиция превосходно подобрана, альбом с ними я слушал страшно сказать сколько раз. Песен так много, что от композиторов Дэна Мадфорда и Пита Вудхеда многого и не требовалось. Но их оригинальная музыка вполне себе вписывается в происходящее. Сами Пегг и Райт были так благодарны супервайзеру по музыке Нику Энджелу, что назвали в честь него главного героя своей следующей картины.
Что ещё удивительно для фильма ужасов – актеры здесь один другого краше, нет ни одного халтурщика. Саймон Пегг и Ник Фрост показывают настолько превосходную динамику отношений, что становится совершенно понятно, почему они вместе снялись в ещё двух проектах Эдгара Райта, а отвергнутый им концепт сами довели до отдельной картины. Даже Стивен Спилберг впоследствии пригласил их сыграть дуэт.
Обидно, что Кэт Эшвилд почти ни в чём известном не появилась, ибо на ней чуть ли не весь здравый смысл фильма держится. И она его, к своей гордости, вытягивает. Немного больше повезло сыгравшим её друзей – Люси Дэвис не так давно появилась в «Чудо-женщине», а Дилан Моран не в первый раз доказал, что он хоть и хороший стенд-ап комик, но актёр ещё лучше. Жаль, что он не выбрал игру в кино как свою основную стезю. Но здорово, что её не забросил: достаточно вспомнить, например, «Голгофу».
Самый пугающий для меня момент фильма связан с Филлипом, отчимом Шона. Биллу Найи досталась роль незначительная, но очень важная, отчего он в каждом своем появлении приковывает всё внимание. Судьба его героя незавидная, и эффект страха для меня увеличивает то, что он внешне похож на моего дедушку, умершего от рака легких. А такая смерть ничуть не менее страшна, чем превращение в зомби.
Как я уже говорил, мне не нравятся ужастики. Но готов признать, когда они качественно сделаны. Я называю «Зомби по имени Шон» своим любимым фильмов ужасов не только потому, что это отменная комедия и грамотное обыгрывание штампов, но и потому что это достойный представитель жанра. Страшно тут не от внезапных пугалок, а за героев, обстоятельства к которым почти всегда не благодатны.
9 из 10