До пересмотра всего шоу во второй половине «Звездных войн: Войн клонов» я видел довольно мало. По телевизору попадались отрывки четвертого и шестого сезона, но дольше пары минут их не смотрел. Причем если про первый, с безумным Дартом Молом, уже знал, то контекста появления второго, с Йодой и многоликим существом, у меня не было. Шестой сезон на момент появления в США был эксклюзивом стриминг-сервиса Netflix. Однако до этого сезон дебютировал на немецком телевидении. А в России его, как оказалось, спокойно крутили на 2х2.
Новость о покупке Звездных войн Диснеем прозвучала в середине эфира пятого сезона. Отчего он стал последним на канале. Производство следующих эпизодов кипело — уже были готовы планы не то что на шестой, а на седьмой сезон. Однако из нового на стриминге вышло всего 13 серий. В то время как по изначальному плану в шестом и седьмом сезоне должно было быть по 24. Да и пятый сезон не досчитался 5 эпизодов. Всего после шестого сезона осталось 13 нереализованных сюжетных арок.
Позже общественности в рамках проекта «Наследие» представили трехмерные аниматики восьми серий из сюжетных линий «Бракованная партия» и «Кризис кристаллов на Утапау». По сути это были готовые эпизоды, которым не доставало только отполированной анимации. Показали наброски и других сюжетных линий: от приключений Асоки на нижних уровнях центральной планеты Корусант до становления юного Бобы Фетта с уже появившейся иконической бронёй.
Тут всё становится совсем безумно. Сюжеты, изначально предназначенные для шоу, разбредаются по разным медиа. Продолжение истории чудом (то есть лишь абстрактно объясненным образом) воскресшего бывшего ученика Дарта Сидиуса оказалось в комиксе «Дарт Мол: Сын Датомира». Читать его было очень странно. Ты чувствуешь ритм изначальных четырёх серий, покромсанных в формате комикса. Но в итоге это оказывается важная часть истории, с которой надо ознакомиться после просмотра шестого сезона.
Продолжение приключений Асажж Вентресс изначально строилось из двух четырехсерийных арок, посреди которых происходил «Сын Датомира». Однако наработки сценариев превратились в книгу «Ученик тьмы». Изначально мне на неё попались довольно негативные отзывы. Но средняя оценка издания на Goodreads — 4.01 из 5 на основе более пятнадцати тысяч оценок, а в прошлом месяце её наконец-то издали на русском. Прочитать ещё не успел.
А спустя шесть лет после шестого сезона вышел седьмой. Поправьте, если не прав, но на моей памяти это единственный случай в истории, когда сезоны одного сериала оказывались эксклюзивом разных стриминг-сервисов. Disney+ запустился в конце 2019 года и сначала наделал шума «Мандалорцем», а спустя около полгода продолжил радовать фанатов Звездных войн на этот раз точно завершающим сезоном «Войн клонов».
Да… длинное получилось вступление. У шоу какая-то нездоровая мания становится головоломкой. Раньше это касалось сомнительного порядка серий, теперь того, где ещё добывать части истории шоу. Например, является ли «Кризис кристаллов на Утапау» каноном — большой вопрос. Другие выложенные в рамках «Наследия» материалы уже успели обрести противоречиями с появившимися позже сериями и прочими материалами. Но в любом случае я написал уже достаточно, чтобы теперь перейти к самим эпизодам.
Четвертый сезон долго разгоняется. Первые три серии рассказывают о конфликте двух морские рас и это самые унылые эпизоды за всю историю шоу. В построении это максимально типичные эпизоды, но из-за подводной обстановки происходящее крайне медленное и дезориентирующее. Ты думаешь, что хуже по меркам настолько теперь уже прекрасного шоу быть не может, но потом в сюжет добавляют гунганов.
Ну да, нам же мало Джа-Джа Бинкса. Было бы удивительно, если бы худшая сюжетная арка шоу обошлась без него. Но в следующей серии гнев мгновенно сменяется на милость — одна только сцена, в которой гунганам удается схватить генерала Гривуса, дорого стоит. В рамках этих же двадцати минут статус-кво восстанавливается, но ради подобного и не жалко.
Впрочем, настоящая «движуха» начинается с седьмой серии, когда мы увидели историю 501 отряда во главе с капитаном Рексом (успевшего стать главным героем среди клонов), но вместо Энакина Скайуокера их руководителем стал куда менее сговорчивый джедай Понг Крелл. Эти серии я очень ждал. Понг успел стать героем многих мемов из-за своей нелюбви к клонам. Поначалу всё это воспринималось не слишком живо (четыре серии на сюжет оказалось многовато). Но под конец сложные дилеммы военного времени и серая мораль завораживают, отчего сериалом восхищаешься и недоумеваешь, как им удалось протащить такое на детский телеканал.
Следующие три серии в очередной раз рассказывают о приключении успевшей стать классической троицы в лице Скайуокера, Асоки Тано и Оби-Вана Кеноби. Но предмет разговора не перестаёт удивлять: теперь герои оказываются на планете, живущей благодаря рабству. И это оказывается испытанием для всех. Энакину приходится притворятся рабовладельцем, хотя сам он до 9 лет был рабом, Асока сталкивается с порабощением её народа, а Оби-Ван присоединятся к последним и долгое время не может сбежать. Я не перестаю удивляться тому, как шоу из того приключения, которым был первый сезон, стало заодно сборником всевозможных обсуждений тяжелых тем и при этом остается органичным.
В этих сериях я начал полноценно замечать изменения в дизайне персонажей, начавшиеся ещё в третьем сезоне. Героям стали в разной степени умешать глаза, что однозначно пошло на пользу. В случае Оби-Вана это заметно больше всего. Но в будущем перемены сыграют злую шутку, так как часть возвращавшихся героев будет сложно узнать.
Оставшаяся часть четвертого сезона переполнена удачными сериями. Крайне любопытен и сюжет, в котором Оби-Ван меняет внешность и притворяется наемником, чтобы предотвратить покушение на верховного канцлера, и поиск себя Асажж Вентресс. В серии, где она и куча охотников за головами проводят миссию на поезде, я почувствовал качественный сдвиг в композиторской работе Кевина Кайнера. Словно он наконец-то почувствовал себя куда более уверенно в рамках далекой-далекой галактики и теперь может развернутся на полную, оставаясь аутентичным.
Самое важное происходит под конец, когда освободившийся Саважж Опресс находит своего собрата Дарта Мола. Он возвращает его на родную планету и приводит в себя с помощью ведьмы Матери Талзин, отчего исполняющий потеряшку Сэм Уитвер переходит с сумасшедшего лепета на почти что шекспировский манер. Однако в четвертом сезоне у этого сюжета только две серии. К счастью, в этот раз клиффхэнгер оказывается не таким долгим — следующий сезон начинается именно с продолжения арки.
В отличии от четвертого, у пятого куда более удачное начало. После одной серии с Молом начинается сюжет про то, как Энакин, Оби-Ван, Асока и Рекс помогают повстанцам во главе с братом и сестрой Геррера свергнуть наместника, получившего власть благодаря Сепаратистам. Да, брата Герреру зовут Со — этот тот же герой, которого сыграл Форрест Уитакер в «Изгое-Один». Внешне и по голосу персонаж из мультсериала и актер не особо похожи. Но разница между событиями в двадцать лет даёт закрыть на это глаза.
В этом и следующем сюжете наконец-то чувствуется, что авторы стали куда удачнее справляться с рамками четырех серий на историю. В первом ещё можно немножко пожаловаться на затянутость, но во втором уже не приходятся. В нём Асока и магистр Йода сопровождают несколько юнлингов на планету Илум, где джедаи собирают кристаллы для световых мечей. Каждая серия отличается: вот дети находят кристаллы, потом пытаются собрать световые мечи, и вдруг в дело вмешиваются пираты под предводительством Хондо Онаки (снова видеть этого харизматичного красавца, конечно, сплошное удовольствие)… В рамках одной серии темп может быть не идеален, но наконец-то наличие именно четырех серий полностью оправдано.
В плане актеров озвучания арка особенно радует. Одному из юнлингов голос подарил Грег Сайпс, которого я полюбил по роли Бист-Боя из «Юных Титанов», а со-создатель Черепашек-ниндзя Кевин Истмен назвал его интерпретацию Микеланджело в сериале 2012 года самой лучшей из всех версий рептилий в оранжевой повязке. Дроида Хьюянга, тысячелетиями помогающего джедаям собирать их главное оружие и по сути являющийся местной версией Оливандера из «Гарри Поттера», озвучил Дэвид Теннант, но тот момент лишь пару лет как переставший играть Доктора Кто.
Но всё шло слишком хорошо. Как и в четвертом сезоне, в пятом нас не могли не порадовать парочкой эпизодов про приключения дроидов. Только если до этого это были всего две серии, где чуть ли не главные герои всей франшизы R2-D2 и C-3PO попали в по-хорошему чудаковатое приключение, то теперь дело коснулось только первого, ещё троих астромехаников и полковника Мибура Гаскона. Последний размером с лягушку и потому может прятаться внутри одного из дроидов. И, разумеется, нас ждет тонна заезженных шуток и комплексов по поводу его размера.
Этому сюжету те же две серии было бы многовато. А их тут четыре! Это просто издевательство. Да, в паре мест есть интересные экспериментальные отрывки и появляющийся во второй половине большой кивок игре Star Wars: Republic Commando радует. Но как же это уныло смотреть. Только у пятого сезона были перспективы стать лучшим в сериале, как эта арка подобным амбициям харкнула в лицо.
К счастью, оставшаяся часть сезона исключительно радует. Далее нас ждёт сюжет, где Дарт Мол получает поддержку от запрещенной на Мандалоре террористической организации Дозор Смерти и буквально за одну серию соберет мощнейший преступный синдикат, а потом станет теневым правителем планеты. Оби-Ван вмешивается в происходящее, но в итоге Мол отомстил своему убийце самым жестоким образом.
Ещё недавно мы наблюдали за нелепыми приключениями дроидов, а теперь оказались в таком мощном замесе, что по уровню драмы и напряжения тот может сравнится хоть с «Игрой престолов». А концовка, где мы видим Дарта Сидиуса во всей мощи как по Силе, так и по голосу Иэна Эберкромби, абсолютно завораживает. Забавно, что это был единственный раз за шоу, когда я испытал мощный диссонанс от зловещего окончания серии и бодрого марша на титрах, отчего нервно засмеялся. Во время просмотра «Ривердейла», например, с подобным сталкивался постоянно.
Последний сюжет сезона рассказывает о расследовании атаки на Храм джедаев. Скайуокер и Тано проводят детективную работу и доказательства начинают показывать виновность последней. Девушке не удается доказать непричастность и суд уже готов объявить решение не в её пользу. Данный опыт Асоку сильно травмирует, отчего она добровольно уходит из Ордена Джедаев.
И на этом сериал, каким мы его знали до сих пор, ставит точку. И какая же это мощная точка. Её портит разве что ещё не освоившийся в роли канцлера Тим Карри, пришедший на замену почившему Эбрекромби (позже первый покажет свое мастерство в роли Сидиуса, но столь же прекрасного Палпатина от него мы так и не услышим). Момент, когда джедаи приносят свои извинения Асоке, оказывается важной часть понимания всего сюжета этой эпохи Звездных войн.
Пока Пло Кун, Йода и прочие магистры при всей своей Силе способны показать приземленность, сыгранный Сэмюэлом Л. Джексоном в приквелах Мэйс Винду отображает бесчеловечный, оторванный от первоначальной задачи джедаев служить людям религиозный фанатизм. Такие детали крайне важны: ведь по ним в голове и выстраивается общая картина того, почему джедаи пали и смогла появится Империя. У меня как фаната это всё вызывает немереный восторг.
Сюжет «Кризис кристаллов на Утапау» из «Наследия» должен был стать началом шестого сезона. Это легкое и увлекательное приключение Оби-Вана и Энакина не только затрагивает тему энергоресурсов Звезды Смерти, но и проливает свет на переживания Скайуокера по поводу ухода Асоки. Даже сырым аниматиком это интересно смотреть и мне искренне жаль, что сюжет не вошёл в последующие сезоны. Там он был бы вполне уместен.
Вместо этого «Пропущенные миссии» начинаются с арки, где у одного из клонов слишком рано активируется чип приказа 66 и он, сам не понимая, что творит, убивает одного из джедаев. Его боевой товарищ Файвс всеми правдами и неправдами пытается разобраться в аномалии и в итоге оказывается максимально близко к раскрытию планов Дарта Сидиуса по кульминации Войны клонов.
Помнится, в тексте про «Месть ситхов» я оговорился, что считают это произведение своим любимым в саге помимо оригинальной трилогии. Теперь это уже неактуально. Данная арка заслуженно забирает себе указанный выше титул и заодно оказывается единственной во всем сериале, которой я не думая поставлю 10 из 10. Она захватывает, веселит, с действительно трогательными моментами и заодно раскрывает вселенную в мелочах вроде показа бара для клонов на Корусанте и в куда более важном аспекте. Проблема чипов в фильмах-приквелах никак не раскрывается, отчего этот сюжет оказывается довольно важен для понимания приквелов, заодно оказываясь лучше любого из них.
Знаете, кто сценарист этого чуда? Кэти Лукас. Да, дочка создателя саги, которой на момент входа в сценарную группу сериала было 17 лет. Она уже успела зарекомендовать себя прекрасным автором, отвечая в том числе за сюжеты с Асажж Вентресс. Похоже, в данном случае яблоко перепрыгнуло яблоню.
Следующие три и последние четыре серии сезона написал Кристиан Тейлор. Он работал как сценарист и более активно как продюсер на сериале «Клиент всегда мертв», первом сезоне «Остаться в живых» и, как ни странно, «Волчонке» от MTV. На «Войнах клонов» он написал 15 серий, начиная с трилогии мастеров Силы из третьего сезона. Если его имя есть в титрах — можно быть уверенным в том, что этот эпизод заслуживает особого внимания.
Хотя сначала по второй арке «Пропущенных миссии» такого не скажешь. Появление персонажа Падме Амидалы за время сериала успело выработать рефлекс ожиданий, что это будет либо неплохая серия про политику, либо — что чаще — немного заурядное приключение с её мужем Энакином. Сначала кажется, что здесь именно последнее, но ожидания опровергаются. Мы мало того, что углубляемся в отношения данной пары, так ещё и видим, как оба персонажи осознают проблемы собственного брака. Ещё одна деталь, здорово помогающая воспринимать приквелы.
После таких драматичных событий нам дают повеселиться с Джа-Джа Бинксом. Сам в шоке, но я это говорю без иронии. Ему в пару приставили Мейса Винду. Это гениальное решение. Следить за взаимодействием двоих сплошное удовольствие, а сам сюжет достаточно безумен, чтобы оправдать присутствие обоих. Всего две серии, а мы получили экшн, почти всегда удачную комедию и любопытный уклон в более магическую сторону Звездных войн.
Заканчивается лучший сезон «Войн клонов» аркой путешествия Йоды. Могущественного коротышку мучает голос Квай-Гона, озвучивать которого вернулся игравший его в «Скрытой угрозе» Лиам Нисон. В итоге зеленый герой отправляется в далекое путешествие, где проходит испытания и учится сохранять связь с живыми после смерти.
Изначально арке была дана судьба закончить сериал. Вышло по всем меркам красиво. Сериал ведь и начинался с Йоды, так что закончить его историей было разумно. Мы углубились в мифологию (с чем в том числе помогло многоликое существо Силы с голосом Джой Кинг) и узнали больше о Йоде. За эти серии мы увидели в нём самурая из приквелов, весельчака из «Империи наносит ответный удар» и даже нашли новые грани характера мудреца с всё ещё крайне туманной предысторией. Отдельное спасибо, что авторы добавили в испытания одного из самых могущественных ситхов расширенной вселенной, тем самым не дав ему исчезнуть после чистки канона Диснеем. Странно осознавать, что его озвучивает сыгравший Люка Скайуокера Марк Хэммил, но это идеальный кастинг. Концовка оказалась поэтичной, дав сериалу скорее многоточие. Но, учитывая обстоятельства, финал воспринимается более чем удовлетворительно.
И тут фигак седьмой сезон спустя столько лет. Было настолько интересно, что я даже не наверстывал сериал перед выходом новых серий (тем более точно не знал, где именно прервался) и смотрел их в дни премьер. Такой шаг обернулся некоторым разочарованием: первые восемь серий воспринимались несколько детскими, отчего за полноценный пересмотр сериала было страшно браться. Последние же четыре заинтересовали куда больше. Связка Асоки, Мола и действий «Мести ситхов» воспринималась волшебством, которое мы как род человеческий не заслужили.
Обдумывая структуру этого текста, мне казалось, что оценку седьмого сезона придется разделить на две части: для первых двух арок и для третьей. Они и правда сильно разнятся. В теперь уже окончательно последнем сюжете шоу даже оформление отличается: начальные титры принципиально иные, марш именно «Войн клонов», игравший до этого в каждой серии, считай отсутствует. Но пересмотр почти год спустя выявил, что подобное деление излишне и ситуация не так плоха, как я представлял.
Первая арка — «Бракованная партия» — сильно основывается на аниматике из «Наследия». Но что-то да изменили. Авторы воспользовались тем, что больше не скованны конкретным хронометражем из-за выхода на стриминге и подрезали лишнее. Отчего одна из серий вместо привычных 20 с лишним минут идёт всего 17. А эпизоды, особенно при втором просмотре, воспринимаются особенно динамично.
Сам отряд из названия сюжета немного напряг. Герои показались чересчур однонотными. Особенно Врекер, который не столько даже тупой качок, сколько пятилетка в теле бугая. Как выяснилось, из-за него у меня и появился страх, что и остальной сезон как минимум в начале может быть слишком детским. Ну и из-за полнометражки, тоже этим болевшей. Но с первого сезона шоу смогло быстро переубедить в этом и я успокоился.
Впрочем, то, что конкретно здесь Бракованная партия не сработала, вовсе не значит, что я не в предвкушении их отдельного сериала. Видеть, что усовершенствованный за годы эфира стиль трехмерных «Войн клонов» продолжает жить, уже радует. Как и то, что действие будет во время Империи, а к команде присоединился один из самых интересных клонов, за приключениями которого мы следили ещё с далекого 2008-го.
Вторая арка рассказывает о приключения Асоки после того, как она покинула Орден джедаев. И вот она воспринимается даже более спорно, чем предыдущая. С одной стороны, задумка хорошая, и идея поменять парня-механика как попутчика Асоки из показанных в «Наследии» материалов на сестер воспринимается свежо.
Со-автором сценария числится Дэйв Филони, указываемый в титрах каждой серии шоу как режиссёр-супервайзер. Именно он главная творческая единица сериала и центральное связующее звено между создателями и Джорджем Лукасом, который участвовал в производстве сериала всё это время, включая вышедшие и невышедшие арки. Он не работал только над седьмым сезоном. И то три арки финального сезона входили в план до внезапного закрытия, так что его след есть и здесь.
Но видно, что Филони был занят сценарием прежде всего последних серий и не он доводил историю Асоки и сестер Мартез до конца. Здесь есть интересный взгляд со стороны — в частности, в рассказе Мартез о гибели их родителей упоминаются конкретные события сериала, которые я не распознал во время первого просмотра. Но также присутствуют откровенно дурацкие решения, хоть и оправданные насколько это возможно, и третья серия с закольцовыванием сюжета. Развитие персонажей и их отношений там есть, а вот продолжения истории — нет.
Увидеть Асоку, общающуюся с простыми людьми в обстановке, где она скрывает себя как джедая, любопытно. Но это куда лучше раскрывает роман «Асока» Э. К. Джонстон (случайный факт: автор этой книги помогала Джону Грину с темой ЗВ при написании «Черепахи — и нет им конца»). То есть я понимаю, зачем всё это, но исполнение оставляет желать лучшего. Это не значит, что они плохие: на самом деле вполне качественные по меркам детского экшн-мультсериала. Но не по меркам «Войн клонов».
Наконец-то мы перешли к самому вкусному. Возникает пафосный титр «A Lucasfilm Limited Production», которого раньше не наблюдалось, а вступительная нарезка появляется только в первой серии. И там мелькает Кэнан из «Звездных войн: Повстанцев»!
Сама история начинается с показа Энакина во всей красе под конец войны — ироничное восприятие боевых действий и хитроумные стратегии, граничащие с попаданием под военный трибунал. С ним и Оби-Ваном связывается Асока и её мандалорские друзья из предыдущего сюжета. Они сообщают, что обнаружили Мола. В этот момент мужчин зовёт сюжет «Мести ситхов», так что с рогатым ситхом Асоке придется разбираться без помощи джедаев.
Эта концовка по закрытию гештальтов и связке с другими произведениями близка к идеальной. Мы получаем удовлетворительный ответ и на то, почему Мол и Асока, при всей их важности для общего нарратива, не упоминаются в третьем эпизоде, и как капитану Рексу удалось пережить приказ 66 и засветиться в происходящих пятнадцать лет спустя «Повстанцах». Да и битва Тано с Молом впечатляет. Не зря её делали с помощью захвата движений, а исполнять бой последнего позвали Рэя Паркера, игравшего героя в первом эпизоде.
Но прежде всего эта история показывает, к чему пришла Асока за годы сериала. Хоть она и лишилась статуса джедая, но оказалась верна титулу сильнее, чем многие его носители. Девушка всё ещё совершает ошибки, но всегда старается из лучших побуждений. Это ода самоотверженности — главной черте джедая.
В отличии от более оптимистичной концовки «Пропущенных миссий» здесь авторы смогли нам показать полноценный удручающий финал. Впрочем, появление Дарта Вейдера в последней сцене пропитано не менее мощной поэтичностью.
«Звездные войны: Войны клонов» — поразительный сериал в самых разных аспектах. Это касается как плюсов вроде работающих самостоятельно историй, заодно углубляющих вселенную, так и минусов, в числе которых регулярное непостоянство в качестве серий. Но первые куда сильнее вторых и потому сериал стоит посмотреть любому фанату ЗВ.
Если же хотите получить самые сливки, то можно спокойно обойтись первыми четырьмя сериями шестого сезона и столькими же из конца седьмого. Конечно, упустите немало контекста, но это будет того стоит.
Четвертый, пятый и седьмой сезон: 8 из 10
Шестой сезон: 9 из 10