Я начал полноценно открывать для себя мир далёкой-далёкой галактики в 2011 году, когда заканчивался третий и начинался четвертый сезон мультсериала «Звёздные войны: Войны клонов». Не помню, в каком порядке с чем знакомился, но, полагаю, что смотрел сериал в то же лето на даче, что и оригинальную трилогию. В целом мне нравилось, но некоторые элементы казались скучноваты.
Может быть, и досмотрел бы шоу до конца, но тут вмешался ютуб. А точнее, видеоблогер Акр с его видео про четвертый сезон. Там он говорил, что вот до этого сериал был хороший, а теперь стал совсем ни о чём. На тот момент я полностью посмотрел первые два сезона и видел какое-то количество серий третьего. Потом глянул обрывочно первую серию четвертого, которая действительно выглядела уныло, отчего доверился мнению блогера.
О том, почему я жалею об этом поступке и какие ещё серии смотрел до полноценного пересмотра, подробнее расскажу во втором тексте о сериале. В первых трех сезонах 66 эпизодов, а в оставшихся четырех — 68. Так что я решил, что лучше не впихивать всё в один выпуск. Тем более что шоу с заметным упором на сюжет, а говорить о 134 эпизодах сразу представляется излишне проблемной задачей.
Первая серия уже здорово задает тон: в ней Йода и отряд клонов путешествуют через родную планету торговца из первого эпизода, избегая ловушек Сепаратистов под предводительством Асажж Вентресс, ученицы Графа Дуку. В отличии от одноименного мультсериала 2003-2005 годов, вторые «Войны клонов» куда менее сосредоточены на связывании второго и третьего эпизода саги и больше уделяют внимание непосредственно войне и тому, как она сказывается на всех уровнях, от политики и преступного мира до простых солдат и жителей.
То есть эпизоды не имеют постоянного нарратива, хотя один сюжет может растянуться на несколько серий, а потом аукнуться в новых арках. Порой приключения занимают положенные на эпизод двадцать с лишним минут, как в первой серии. А нередко один сюжет проходит по нескольким аркам в примерно два-три эпизода.
Больше всего меня подкупает умение сериала смешивать то, что было в фильмах, с новыми элементами. Авторы сериала рассказывали, что Джордж Лукас давал им наработки, не вошедшие в фильмы, и рекомендовал вставлять их в серии. Это касается как внешности пришельцев, так и прочих элементов дизайна. В том числе поэтому, не смотря на сильную стилизацию, он всегда выглядит аутентично фильмам.
Но следующие серии немного разочаровывают. В первую очередь это касается анимации — она выглядит недоделано. Причём буквально: где-то движения слишком жесткие, анимации лица не хватает гибкости, а местами графика просто плохо отрендерена. Особенно это заметно по сюжетной арке о поисках R2-D2 — это всё ещё смотрибельно, но откровенно уступает остальным сериям. История явно проходная, а наш главный герой Энакин Скайуокер показан каким-то нытиком.
Дополняет происходящее музыка Кевина Кайнера, звучащая как какой-то евробит. Он остался с сериалом до конца и больше никогда не прибегал к такому звучанию, оставаясь куда более верным классическому звуку Джона Уильямса. Все эти странные проблемы, судя по всему, упираются в то, что у команды шоу было мало опыта. Но конкретно в этих сериях у них будто вообще не было времени по-человечески всё доделать.
К середине первого сезона проблемы с сыростью улетучиваются. Видимо, это прямое следствие запуска сериала и одноименного полнометражного фильма в один год — люди попросту не справлялись с нагрузкой. Но это не значит, что первую половину сезона можно спокойно пропускать. В ней хватает хороших серий. Например, «Новобранцы» — здесь начинается сюжеты нескольких клонов, имя которых мы будем слышать вплоть до финального сезона.
В целом первый сезон смотрится довольно легко, создателям удалось здорово сохранить дух приключения, намеки на который были ещё в выпущенной в один момент с сериалом фильмом. Последний является наспех собранным миксом из четырех серий, что в своё время отпугнуло людей. Я уже писал, что мне вышедшее в итоге понравилось. Но из-за спорности самого формата всё же не решусь рекомендовать получившееся всем подряд.
В то время как сериал советовать куда проще. Причем и людям, не являющимся фанатами вселенной — это качественный приключенческий мультсериал для детей, который при этом вполне может принести удовольствие и более старшей аудитории.
Второй сезон немного меняет положение вещей, делая происходящее более серьезным. Но проделывает трюк так плавно, что ты и не замечаешь, как всё произошло. Для меня главным фактором изменений стали реакции сепаратиских дроидов. В первом сезоне почти каждая их реплика приводила к шутке, причем всегда удачной. Потом же этот элемент словно ушёл из уравнения: да, кое-какие гэги остались, но куда меньше и акцент на них ставился ещё слабее.
Анализируя перемену, я пришел к выводу, что, по крайней мере, для меня в итоге сериал остался того же качества. Утеря части юмора — минус, который создатели пытаются компенсировать более глубоким затрагиванием тем политики и военного дела. И у них выходит, но в большинстве случаев, увы, не более.
Хотя есть и моменты, когда шоу действительно выходит на новый уровень. «Вояж искушений» — тринадцатая серия второго сезона и вторая в сюжетной арке про мирную правительницу Мандалора герцогиню Сатин и группу оппозиционеров Дозор смерти, лелеющих более военное прошлое своей планеты. Мы уже знаем, что между герцогиней и образцовым джедаем Оби-Ваном Кеноби, вопреки кодексу последнего, любовная искра бегает только так.
Но помимо явных внешних обстоятельств, мешающих им стать парой, вскрываются и идеологические. В середине серии между ними появляется диалог такой остроты, что я и не думал когда-либо услышать в подобном сериале, да и в Звёздных войнах в целом. Стало интересно, кто был сценаристом. Им оказался уже называемый мной одним из лучших авторов о Бэтмене Пол Дини, что объяснило аномалию.
Появились и более явные заигрывания с жанрами. Например, «Охотники за головами» стали местной интерпретацией «Семи самураев», где Оби-Вану, Энакину и его ученице Асоке Тано приходится объединиться с уже нанятыми селянами головорезами для защиты урожая от пиратов. Глава последних — это отдельный разговор. Хондо Онака успел удачно появиться ещё в первом сезоне и вновь его увидеть было особенно приятно. Он работает и как расчётливый злодей, и как приятный весельчак. Иронично, что озвученный легендой Диснея Джимом Каммингсом персонаж стал маскотом в построенном по франшизе парке аттракционов. Хотя по его интерпретации в «Войнах клонов» о таком было бы трудно подумать.
Я боялся пересматривать серию, так как в памяти у меня она отложилась как не совсем удачная, да и первоисточник не очень люблю. В итоге удивился тому, как все прошло легко и быстро. Возможно, если и оригинал длился двадцать минут (или хотя бы заметно короче трех с половиной часов), то и его бы смотрел с большим удовольствием.
В арке про планету Джеоносис фигурируют черви, способные контролировать разум, что дало почву для хоррор-элементов сразу в нескольких эпизодах. При этом заигрывания с жанрами не затемняют основного повествования: в серии из этого сюжета «Мозговые захватчики» Энакин ради спасения своей ученицы применяет к захваченному эрцгерцогу Погглу темную сторону силы. Важный штрих для героя, которому предстоит стать Дартом Вейдером.
Третьему сезону удалось ещё более удачно продолжить линию второго, отчего я почти перестал грустить о пропаже хохм сепаратиских дроидов. Красной нитью через сезон проходит история Асажж Вентресс. Со второй серии начинается атака на родную планету Клонов Камино, где она показывает себя во всей ситхской красе: ловкая, умная и не боящаяся показать собственную сексуальность. Да, я сказал сексуальность. Почему авторы вообще решили показать данную черту — не совсем понимаю. Но тому, как тонко они сработали в рамках, удобоваримых для рассчитываемой минимальной возрастной аудитории, могу только восхищаться.
Потом начинается сюжетная линия, в которой Дуку по приказу своего мастера Дарта Сидиуса бросает ученицу на произвол судьбы. В итоге Асажж ступает на путь мести учителю, и мы узнаем её предысторию. В частности то, что она и Дарт Мол из первого эпизода принадлежат к одному виду и что раньше девушка была ученицей джедая. Инструментом мести становится Саваж Опресс — тоже рогатый мужчина её рода, контролируемый непосредственно Вентресс и озвученный Клэнси Брауном («Побег из Шоушенка», «Губка Боб Квадратные Штаны»).
Однако в итоге Саваж отправляется в свой путь и под конец мы узнаем, что он ищет кого-то, внешне напоминающего Дарта Мола. Вся эта сюжетная линия максимально завораживает: мы узнаем новые аспекты вселенной, углубляемся в характеры уже знакомых героев и получаем новых интересных персонажей. К третьему сезону «Войны клонов» становится силой, с которой стоит считаться любому другому произведению по ЗВ. Это захватывающие истории, с помощью которых другие связанные местом действия и героями произведения, будь то фильмы, комиксы и что угодно ещё, приобретает дополнительную силу.
Даже не так сильно связанные с основным повествованием сюжеты способны впечатлить. Трилогию эпизодов «Повелители Силы», «Алтарь Мортиса» и «Призраки Мортиса» вполне можно смотреть отдельно от сериала как пример того, на что способна далекая-далекая галактика вне республики, империи и повстанцев, раскрывая новую сторону мифологии Силы. В этом сюжете Оби-Ван, Энакин и Асока отправляются на сигнал, подобный которому джедаи не ловили две тысячи лет. Они попадают в загадочное место, где живут три максимально могущественные в Силе существа: Отец, Сын и Дочь.
Отец хочет проверить, является ли Энакин избранным. Сын же, блестяще сыгранный Сэмом Уитвером (Star Wars: The Force Unleashed), желает уйти из-под гнета патриарха, но это грозит катастрофой всей галактике. В итоге через душевные муки и манипуляции Сына проходят все персонажи. Трудно сказать, насколько это самодостаточное приключение повлияло на героев. Все-таки элемент с узнаванием о будущем и последующим стиранием памяти немного портит впечатление. Но как общее размышление о месте человека во вселенной трилогия работает на ура.
Дойдя до этого момента, приходится сдерживать себя, чтобы не скатываться в чисто дифирамбы. Например, в начале первого сезона у меня были небольшие претензии к актерам озвучания. Но они довольно быстро освоились в ролях и теперь вызывают скорее восторг. В первую очередь это касается троицы Мэтта Лэтнера в роли Скайуокера, Джеймса Арнольда Тейлора как Оби-Вана и Эшли Экштейн с образом Тано. Многие актеры берутся за несколько ролей: Ди Бредли Бейкер всегда поражает своим подходом к озвучке всех клонов, а Кори Бертон отлично справляется как с Графом Дуку, так и с наемником Кэдом Бейном — ещё одним крайне удачным героем, появившимся благодаря сериалу.
Оу, я упомянул Бейна… ну, раз так, то пора поговорить о самой специфической проблеме «Войн клонов». Дело в том, что хоть большинство серий выходили в хронологическом для истории порядке, но часть — нет. Порой так и надо: первая серия третьего сезона работает как отличная подводка ко второй, рассказывая о времени обучения нескольких важных для сюжета клонов на Камино. Но иногда это вообще не имеет никакого смысла.
Например, шестнадцатые серии первого и второго сезона происходят на планете Кристофсис ещё до того, как Асока стала ученицей Энакина. То есть ещё до начавшей всю историю полнометражки! Причем серии хорошие, но зачем они нужны, тем более так поздно — не ясно. С таким же успехом авторы могли попытаться запрыгнуть на поезд, в итоге смачно упав на рельсы.
Поэтому идеального порядка просмотра серий не существует. Где-то флэшбеки появляются специально, а где-то авторы постфактум дополняют прошлые истории или делают поверхностно связанные с ними новые, когда в этом нет особой нужды. Когда обдумываешь порядок эпизодов, в которых появляется Кэд Бейн, то начинает болеть голова.
При этом в десятом эпизоде третьего сезона произошёл редизайн персонажей, сюжетно никак не обрамленный. В Википедии написано, что это было сделано ради большего соответствия третьему эпизоду. Но причем тут то, что у Асоки вместо одного меча внезапно появляется два? Вы столько времени потратили на неё, сделав впечатляющий путь героя от самодовольной зазнайки до более смиренного и мудрого ученика, но никак не объясняете заметную перемену оружия? Но зато ещё одну серию про атаку Рилота из первого сезона делаете. Умеете расставлять приоритеты.
Когда ты скатываешься до ворчания по мелочам, то приходит понимание, что пора бы заканчивать. «Звездные войны: Войны клонов» в свои первые три сезона не были самыми равномерными. Но после середины первого сезона они хорошо держали планку качества и вполне успешно, хоть и не слишком быстро, её повышали.
Сначала ты смотришь интересное приключение со странными решениями вроде включения в пару эпизодов Джа-Джа Бинкса. Но в итоге оказываешься втянут в галактическую войну так, что ждешь не дождешься просмотра следующей серии. Сериал оказался гораздо лучше, чем он запомнился по первому впечатлению десять лет назад, когда я был в более подходящей для него возрастной аудитории.
8 из 10