Если спросить, с какого эпизода начинать смотреть космическую сагу Джорджа Лукаса, большинство разбирающихся в вопросе ответит, что с четвертого. Он ведь первым вышел в прокат, ещё в 77-ом, и назывался тогда просто – «Звездные войны». История с путаной нумерацией дала о себе знать только в 1980, когда в начальных титрах сиквела засветилась надпись «Эпизод V», но к этому мы ещё когда-нибудь вернемся. Главная причина, почему не стоит знакомиться с сагой в её хронологическом порядке – это сам первый эпизод, «Скрытая угроза». Мягко говоря, люди в его отношении куда менее однозначны, чем по отношению к оригинальной трилогии.
Но почему-то каналу ТНТ на это было наплевать. Если он и показывал эти фильмы, то все сразу и именно по хронологическому порядку внутри серии. Потому я знаю, кто виноват, что именно «Звездные войны: Эпизод I – Скрытая угроза» стал первым фильмом серии, который я посмотрел полностью. Но знаете что? Мне это помешало стать фанатом серии вообще никак. Нельзя сказать, что за годы пересмотров (так получилось, что именно на эту часть я натыкался чаще всего) моё мнение не менялось, но в целом я всегда сходился в одном – кино мне нравилось.
Конечно, его недостатки за милю видно. «Налогообложение торговых путей» – звучит как фраза, убивающее всё веселье вокруг себя, не правда ли? Просто олицетворение того, что не так с лентой. А она упоминается ещё в начальных тирах и также неоднократно звучит по ходу действия. Будьте уверены, стоит ей только появиться – и от сцены ничего хорошего лучше не ждать. Притом, что теме политики в фильме уделяется больше времени, чем стоило бы, раскрыта она довольно инфантильно. Да, парочка умных слов, но за ними не стоит никаких по-настоящему интересных интриг или сложных дилемм.
Та же смена канцлера не вызывает никакой реакции хотя бы потому, что мы понятия не имеем, кто был этот Веролум и почему его заменили именно сенатором с Набу. Конечно, кроме того, что он из политиков фильма ближе всего к главным героям. Если смотреть на трилогию в целом, то в происходящем появляется больше смысла, хоть и довольно циничного. Но отдельно в этой картине такое попросту не работает и потому не нужно, что уже само по себе плохо. Да и вся сага спокойно пережила бы и без объяснения политических интриг.
Но почему-то много людей не считают политику главной проблемой «Скрытой угрозы», и вместо неё таковой называют Джа-Джа Бинкса. Про него мое мнение менялось сильнее всего: раньше я считал его забавным, а теперь… нормальным. Полагаю, это действительно расистский персонаж, но называть его лишь негативным отображением некой группы людей – это уже стереотипичное отношение к тому, какими должны быть пришельцы. Насколько я знаю, к такому явлению ещё не придумали слово, оканчивающее на «изм». Если вас раздражает его поведение и связанные с ним аж целых две относительно невинных шутки про вляпывание в испражнения, то без проблем. Только разве этого достаточно, чтобы оправдать всю ненависть интернета к нему? Полагаю, дело ещё в том, что он по идее лишь сомнительный комедийно-разгрузочный герой, но при этом является сюжетообразующим, отчего проводит на экране неприлично много времени. Но для меня это проблемой не было.
Нет смысла спорить, что в «Скрытой угрозе» есть два момента, которые нравятся большинству: гонки на подах и финальная драка на мечах. И то, и то ни просто было невиданным на момент выхода. Оба момента ни на йоту не испортились за 17 лет и это всё ещё образец для подражания всем тем, кто хочет делать подобные сцены. В случае гонок футуристических устройств с гигантскими турбинами впечатляет всё: великолепные спецэффекты, монтаж как в лучших фильмах про спортивные автогонки и особенно работа Бена Бёррта, живой легенды звукового дизайна. То, как звучит эта гонка, вызывает у меня неподдельный восторг. Каждая мелочь в ней идеально подобрана, создавая некую поразительную симфонию, в которой оркестр – звук неземных моторов.
О драке Дарта Мола с Квай-Гон Джинном и Оби-Ваном Кеноби и говорить неловко. Когда звучит Duel of the Fates Джона Уильямса, ты сразу понимаешь, что нас ждет потрясающая битва. Всё в ней как надо, включая мощное начало, неожиданные моменты, вынужденные передышки, трагический момент и мгновенная карма. Хоть в палату мер и весов отправляй. А ведь и без этих сцен тут есть перестрелки, бои в космосе, взрывы гигантских космических станций (забавно, что подобный элемент есть во всех трех началах трилогий Звездных воин) и прочие радости жизни.
Из более спорного отмечу актерскую игру. Жители Британских островов в ЗВ всегда хороши. Неважно, идет ли сейчас речь о своевольном наставнике Квай-Гоне в исполнении ирландца Лиама Нисона или шотландец Юэн МакКрэгор как его ученик Оби-Ван, которого учитель называет даже более мудрым, чем себя. Не всем нравится юный Джек Ллойд в роли Энакина Скайуокера. Но я его нахожу вполне подходящим на эту роль. Смотришь на него и понимаешь, почему Квай-Гон поступается кодексом и все же забирает его с родной планеты, чтоб научить быть джедаем, хранителем мира в галактике. Натали Портман здесь не выдает каких-то актерских вершин, но видеть её совсем молодой и ещё задолго до того, как она стала откровенно лениться в фильмах про Тора, уже радостно.
Наблюдая за последующими появлениями Дарта Мола в сериалах по вселенной Звездных войн «Войны клонов» и «Повстанцы», я задавался вопросом – почему он там так много болтает? Ведь в своем первом появлении – а именно как Рэй Паркер в «Скрытой угрозе» – он почти ничего говорит. И нашел ответ: просто конкретно в этом фильме он стесняется. Я не шучу, вы посмотрите на сцену, где он общается лично со своим наставником-ситхом. Его предложения развернутые, ничто не выдает, что он любитель краткости. Он прям как та девушка из старших классов школы, по которой я сох пару лет – тем, кому они не доверяют, они и слова не скажут, но в присутствии знакомых ничто её не стесняет. Она, кстати, тоже была потрясающая злодейка.
О том, что режиссер и сценарист сего чуда Джордж Лукас – не лучший сценарист, мы ещё успеем поговорить. А пока что я лишь хочу сказать, что, несмотря на явные проблемы, в фильме хватает достоинств, благодаря которым он заслуживает просмотра. Даже из чисто исторического любопытства – всё-таки он неслабо повлиял на мировую поп-культуру какой мы её знаем.
7 из 10
Ты знаешь, что я совсем недавно посмотрел все имеющиеся на сегодня части эпопеи, коих семь. И смотрел их в хронологическом порядке событий вселенной «Звездных войн», то есть, с первого эпизода. Так вот мои впечатления от «Скрытой угрозы» достаточно сильно отличаются от твоих. У меня к ней нет серьезных претензий. Игра актеров меня вполне устраивает, Джа-джа не раздражает. И вообще этот эпизод не кажется мне чем-то серьезно уступающим остальным шести (или пяти, если брать те, над которыми так или иначе работал Лукас). Естественно, что на вкус и цвет… и так далее, потому я твое мнение (как и мнение многих поклонников «ЗВ») отнюдь не считаю неправильным, просто привожу свое. И, разумеется, никто не знает, как бы я отнесся к первом эпизоду, если бы посмотрел сначала оригинальную трилогию или если бы стал фанатов данной вселенной году эдак в 90-м.
П.С. Мне кажется, слово «сие» склоняется, а потому «автор сего творения» и т.п. А то выходит нечто вроде «автор это творение».
Впечатления различаются, а смотрели в одинаковом порядке)
Меня в первые пару раз тоже Джа-Джа не радражал, даже развлекал, но все же он слишком нелепый и контрастирующий со всем остальным.
Ну а ошибку исправим, спасибо за наводку