Выходя из зала после просмотра «Университета монстров», я был в сильной фрустрации. Что это было? Весь хронометраж к чему-то шли по относительно самостоятельной истории, а в последнюю минуту скатились в чертово слайд-шоу, лишь бы связать произошедшее с «Корпорацией монстров». Я чувствовал себя обманутым. Да, по итогу поставил высокую оценку, но диск в момент выхода не купил и долгое время не пересматривал.

Получается дикий парадокс. Там же и правда много хорошего. Один только Арт, герой Чарли Дея («В Филадельфии всегда солнечно»), покорил фразой «Я не вернусь в тюрьму». Когда узнал, что его мягкая игрушка может говорить и её, то не задумываясь купил. А шедший перед фильмом «Синий зонтик» стал моей любимой короткометражкой от Pixar. Но эта проклятая последняя минута всё испортила.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Никита Тришин (@notahero13)

В итоге второй раз глянул фильм лишь чуть больше полгода назад, когда мы с другом три дня подряд залипали в спутниковое телевидение. В один день показывали «Мстителей: Войну бесконечности», а сразу за ними «Корпорацию монстров». Логично, что на следующий день в сетке вещания соседствовали «Мстители: Финал» и «Университет монстров». Друг до этого «Университет» не смотрел и по итогу ему картина умеренно понравилась. Я же по отрывистому ознакомлению не смог разобраться в чувствах полностью.

Изначально разрабатывался не приквел, а именно сиквел к «Корпорации». Причем это делалось в рамках студии Circle 7 Animation, которую диснеевцы сделали специально для того, чтобы производить продолжения хитам Pixar. У них были на это все права, а тогдашний владелец Pixar Стив Джобс угрожал, что после 2006 года его студия может найти себе и другого, более сговорчивого дистрибьютора. Вскоре конфликт был решен и Disney купил Pixar, а Circle 7 была закрыта менее чем через год после открытия. Большинство сотрудников перешло в Walt Disney Animation Studio, а все три её проекта — включая продолжения «Истории игрушек» и «В поисках Немо» — развивались без упора на наработки ликвидированной студии.

Глава Pixar Эд Катмелл упоминал, что у проекта несколько раз менялся режиссерский состав. Но, видимо, это происходило на очень раннем этапе, поскольку ещё во время пред-производства эту должность занял Дэн Скэнлон и так на ней и остался. Он подошёл к связи с «Корпорации» очень тщательно, отчего оброненная в оригинале фраза о том, что один главный герой завидовал внешности другого ещё с четвертого класса, стала серьезной дилеммой. В итоге уже режиссёр оригинала Пит Доктер вместе с Джоном Лассетером сказали ему, мол, такое стремление похвально, но важнее сделать то, что поможет истории его фильма. Позже Дэн говорил, что фраза про четвертый класс — это поговорка в мире монстров.

Последний просмотр «Университета монстров» дал мне взглянуть на фильм как на уравнение. Отчасти оно им и было: приквелы всё же вещь довольно редкая и тут известно куда меньше решений, чем в случае с продолжениями. Как задача по созданию истории, происходящей до «Корпорации» и дополняющей её контекст, она решена почти идеально.

Но от этого не обязательно следует, что фильм сам по себе выходит хорошим. Скажем, «Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов» отлично справляется с обогащением мира вселенной: мы узнаем больше о строгих устоях джедаев, начале разорительного межгалактического конфликта, приведшего к появлению Империи, и дополнительных причинах превращения главного героя этой трилогии в злодея оригинальной. Но вот качество ленты — уже отдельная история.

К счастью, эту ошибку «Университет» обошел играючи. Местная история может спокойно работать самостоятельно, но при этом дает большое количество элементов, увеличивающее удовольствие при знании предыдущей ленты. Когда ходил в кино, то «Корпорацию» помнил плохо, отчего много очень умных и уместных отсылок упустил. Но это не помешало насладиться большей частью происходящего.

Ладно, давайте сначала разберемся со слоном в комнате, постараюсь без спойлеров. Ещё с детства Майк Вазовски (Билли Кристал) мечтал стать страшилой, вдохновившись школьным походом на Корпорацию монстров и получив одобрение за смелость от одного из тогдашних работников (камео Джона Красински). И если взглянуть на Майка в оригинале, то нет никаких причин сомневаться, что он подходит для работы. Стремная кожа, рога, гигантский глаз — набор для жуткого существа неплохой.

Здесь его сделали более милым и добавили сценарный элемент того, что при всем желании ему просто не суждено исполнить свою мечту. Я не против подобной морали как таковой (увидеть подобное в детском мультфильме скорее полезно), но это не вяжется с Майком. В фильме есть куда менее страшные монстры, но им пугать удается. И если в случае милого, но бесшумного Скотта Склизли (Питер Сон) объяснение ещё есть, то в плане упомянутого в начале Арта его нет. Майк оказался за бортом не из-за заложенного в персонаже, а потому что так надо для истории.

Вот что меня действительно беспокоит, а не дурацкая фраза про четвертый класс. Я думал, как можно иначе сделать историю, сохранив этот элемент и не прибегая к слайдшоу в последние минуты фильма для связки с «Корпорацией». И не придумал. Быть может, это и правда лучшее решение. Но это не значит, что оно хорошее. Сейчас уже не злит, но толику разочарования все так же даёт.

Но если рассматривать картину в целом, то я могу поделить её на час довольно хорошего мультфильма, полчаса шедевра и сомнительные пара минут. Фильм долго разгоняется: история недовражды заучки Майка и Салли (Джон Гудмен), которому как минимум изначально учеба на страшилу дается проще некуда, не вызывает особого интереса.

Спасает первый час всё остальное: богатый мелочами мир, безумно красочная анимация, остроумные шутки. Я сейчас постоянно жалуюсь на то, как новые трехмерные проекты Nickelodeon (от «Губки Боба в бегах» до перезапуска «Ох уж этих деток») хотят передать красочность двумерных оригиналов, но из-за плохой работы с освящением выглядят до нелепого темными. В «Университете» же всё выглядит безумно сочно, на зависть современным трехмерным мультфильмам, при этом сохраняя естественность картинки. Чисто смотреть на него вне контекста уже огромное удовольствие.

Когда же главные герои действительно объединяются как друг с другом, так и с несколькими новыми персонажами, то начинается самое веселье. Преодоление последних этапов Страшильных игр, раскрытие внутреннего конфликта Салли, момент с «большим» испугом — каждой сцене хочется отдавать шефские поцелуи пулеметной очередью. В конце концов, полчаса шедевра — это очень много шедевра.

Здорово помогает и озвучка, где и на второстепенные роли позвали замечательных людей. Например, комментаторшу Страшильных игр исполняет Обри Плаза. Персонаж стал основой для одной из лучших шуток фильма, которая заодно работает как мета-комментарий на популярные роли актрисы. Покорившего меня в перезапуске «Утиных историй» ролью Луи (или Дилли, как вам удобнее) комику Бобби Мойнахану досталась партия ракообразного недальновидного задиры Чета. На экране героя мало, но в плане комедийных моментов ему особенно повезло.

В роли динозавроподобного преподавателя оказался уже игравший того ещё монстра Доктора Осьминога Альфред Молина, а отстраненный голос Хелен Миррен отлично подошел для декана. Из всех персонажей она наиболее походит на злодея. Но такое определение было бы неверным, так как её антагонизм главным героям исходит исключительно из закостенелости взглядов и в этом нет ничего личного.

«Университет монстров» — немного мешанина. Но, учитывая условия его появления, это ожидаемо. Как и то, что мастера из Pixar приложили все усилия, чтобы сделать невероятно красивый мультфильм с самостоятельной качественной историей и множеством отличных моментов.

8 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *