В конце 2012 года вместо конца света корпорация Disney купила студию Lucasfilm. В первую очередь это означало, что теперь Звездными войнами будет заведовать самая успешная голливудская компания. А что это значит для нас? То, что теперь Звёздные войны пишутся через «ё». А также перестраивание канона, экстренный запуск в производства новых фильмов и сериала. Но это ожидаемые мелочи по сравнению с «ё».
Немедленно была запущена разработка седьмого эпизода, увидеть который мы и не надеялись. Среди тонны шума, шедшего от его производства, было слышно и много хорошего, и много сомнительного. Строить какие-либо предположения попросту не имело смысла. Вопроса, пойду ли я в день премьеры на «Звёздные войны: Пробуждение силы», не стояло – всё же это продолжение моей любимой киносаги под новым управлением и с замечательным режиссёром Джей Джей Абрамсом во главе. Даже если это будет провал, это будет запоминающийся провал.
Единственное, что действительно напрягало во всей этой ситуации – рекламная компания. Она была красочной, давящей на ностальгию, но при этом ни черта не говорила о сюжете и героях. Идешь ты на фильм, посмотрев кучу роликов, а так и не знаешь, кто все эти новые герои: за кого болеть и почему на них должно быть не наплевать? Конечно, плохо, когда рекламные материалы выдают слишком много информации перед просмотром. Но ещё хуже, когда они не дают даже базового представления, что тебя ждет. Такое попахивает откровенным надувательством, и никакие милые японские трейлеры не спасут.
Всё ворчание было забыто сразу же, как фильм начался. Впервые в жизни видеть на белом полотне кинотеатра начальные титры Звёздных войн было воистину непередаваемым ощущением. Я будто проходил крещение, дабы получить статус настоящего фаната. Даже при том, что мне на самом деле не нравится традиция начинать кино с текстовой предыстории, которую мы всё равно потом узнаем по ходу действия. Но зато там написан номер эпизода – на афише-то его нет.
Уже бывало, что после чего-то сильно ожидаемого я принимал желаемое за действительное и восторгался фильмом, а потом понимал, что оно того не стоит. То ли дело в том, что я вырос и стал менее податлив на такие вещи, или что перед походом на утренний сеанс у меня был недосып и я даже чутка отрубался в одном моменте ближе к концу, но мне удалось сохранить рациональное мышление для оценки произведения. Да и положение обязывало: это была моя третья опубликованная рецензия для IGN Россия. Мало того, что иноземная версия этого сайта дико популярна, так и в русской до моего внезапного попадания к ним числилась пара авторов, которыми я мог зачитываться.
Результат оглушительный – 130 комментариев. Никогда ещё под моей работой не было столько шума. Но предупреждаю – стоит почитать некоторые из них и станет грустно за род человеческий. Если пересказать тот текст кратко, то да, фильм хороший. Но я, как и все, заметил, что уж больно много повторения пройденного.
Садясь за повторный просмотр спустя больше года, я не ожидал, что мне фильм понравится сильнее. Но так и оказалось. Прежде всего потому, что теперь нагнанные неизвестность и ожидания не мешали, было гораздо проще воспринимать фильм как самостоятельное произведение.
Известно, что Джордж Лукас не был мастером по работе с актерами, и как минимум в четвертом эпизоде все его рекомендации исполнителям сводились к словам «быстрее и напряженнее». Но не Джей Джей Абрамс. Его работа с актерами, особенно с юными и малоизвестными, безукоризненна. В том числе и здесь.
Если помните, в конце 2011 года в прокат выходил маленький британский фильмец, режиссерский дебют со-сценариста Эдгара Райта на «Человеке-муравье» и «Приключениях Тинтина: Тайна Единорога» Джо Корниша «Чужие на районе». Главную роль там играл никому не известный юноша по имени Джон Бойега, который мне тогда хорошо запомнился. А теперь у него главная мужская роль в Звёздных войнах! Я такого в принципе не ожидал, но был дико рад за него. Вырос он с тех пор не только физически, но и как актер – его роль в «Чужих…» была относительно скупа, пусть это было оправдано сценарием. Тут же ему пришлось выдавать широкий спектр эмоций и играть на одном уровне с мастодонтами своего дела вроде Харрисона Форда. И ведь справился!
А где они откопали Дейзи Ридли, я не представляю, но какой же это был верный выбор. Она всегда держится уверенно, даже в её голосе чувствуется сила (которую, к сожалению, дубляж едва ли передал) – такого замечательного протагониста в Звёздных войнах ещё не было. Да, я с полной ответственностью могу заявить, что она даже лучше Люка Скайуокера в оригинальной трилогии.
И вот тут мы подходим к пункту, за который я при повторном просмотре ещё больше зауважал «Пробуждение силы». Персонажи, которых играют эти двое – бывший штурмовик Финн и чувствительная к Силе мусорщица Рэй – разве какие-либо из подобных героев были в предыдущих фильмах серии? Нет. Ещё никогда мы не видели настолько прописанных действующих лиц, за репликами и действиями которых было бы так интересно следить. Разве что путь Рэй напоминает путь Люка, но и тут не так уж сложно найти весомые различия. Если честно, моментами она больше напоминает главную героиню «Навсикаи из Долины Ветров». За весь хронометраж мы не так уж много о ней узнали, как хотелось бы, но это не так важно.
Благодаря встрече Финна с уж совсем задвинутым на второй план По Дэмероном (Оскар Айзек) и Рэй, первый и последняя вышли из своей рутинной, потерянной и бессмысленной жизни. Они встали на путь становления во имя высшей цели, даже если не осознают этого. Они пробудились, а вместе с ними и Сила, связывающая всё живое во вселенной. И вот тут название фильма оказалось как никогда подходящим.
Пробуждение коснулось и нашего плохиша, Кайло Рена (Адам Драйвер). Он выглядит устрашающе, его способности сильны. Но при первой же их встрече Дэмерон над ним явно издевается, поскольку знает, кто он на самом деле. Рен продолжает дело Вейдера, явно игнорируя по неизвестным причинам его действия из «Возращения джедая».
Я могу понять негативную реакцию людей на этого героя. Если вы взглянете на все возможные рекламные материалы по ЗВ за 2015 год, сопутствующие товары от наборов LEGO до масок с встроенным изменителем голоса, то везде увидите маску Кайло Рена. Люди ожидали более однозначного злодея, который не будет истерить как девочка-подросток. Но где же в этом веселье? У нас уже есть Дарт Вейдер, его не переплюнуть. Так почему мы не можем насладиться более неоднозначным персонажем? Благо, наслаждаться есть чем. Смотреть, как Драйвер полностью отдается своей роли и показывает метания из стороны в сторону Рена – сплошное удовольствие.
Таким сильным персонажам достались и сильные диалоги. Сценарий за авторством Абрамса и Лоуренса Кэздана на основе наработок Майкла Арндта не особо радует сюжетными перипетиями, но в плане разговоров тут всё выверено. В сцене знакомства Финна и Рэй с Ханом Соло (Форд) последний говорит, что родная планета Рэй Джакку – помойка. С мгновенной реакцией Финн радуется, что его наконец-то поддержали в этом вопросе. В том, как подан этот диалог, ощущается особая естественность и органичность, после которой я понял, что авторам можно доверять.
Даже откровенно дурацкий момент, когда Кайло Рен вместо того, чтобы поймать дроида, довольствуется получением пленника, видевшим информацию из него, спасает сцена, в которой он и генерал Хакс (Донал Глисон) отчитываются за этот поступок. Последний чуть ли не откровенно заявляет, что они провалились из-за тупости Рена. Опять же – то, как этот момент показан, только подкрепляет живость происходящего.
Ко всему прочему, «Пробуждение силы» чисто с визуальной стороны поражает. Все местные планеты невероятно красивы, локации завораживают, спецэффекты, за редким исключением в виде одного теневого персонажа, безукоризненны. Я не представляю, как можно смотреть это кино и не быть поглощенным его картинкой.
Звучит лента тоже замечательно – тут не лучший саундтрек Джона Уильямса даже среди фильмов саги. Но сильных моментов вроде марша Сопротивления или мотива, сопровождающего Кайло Рена, хватает. Главной победой композитора однозначно стала тема Рэй – слышать её вариации было радостно каждый раз.
В плане происходящего на экране проблема не совсем в том, что мы видели вариации на многое, что есть в фильме, а в его легкой невнятности. Может даже показаться, что первая и вторая половина изначально замышлялись для разных лент. Но потом авторы поняли, что надо бы побольше впихнуть для начала, а то фанаты же ждут второго пришествия. Я готов смирится с тем, что нам не рассказали о происхождении Первого Ордена, приемника Империи. Но не могу того же сказать о Сопротивлении. Что это за организация? Почему она отделена от Республики, если последняя, как говорят в Ордене, ей симпатизирует? И почему Лея Органа (Кэрри Фишер) с ними, что ей мешает бороться с Орденом в Республике? Это уже не недомолвки, а именно что невнятность.
Пусть «Звёздные войны: Пробуждение силы» не радуют в отдельных аспектах, но как качественный развлекательный продукт он обладает невероятной силой. На героев не наплевать, визуальный ряд потрясает, музыка Уильямса вводит в действие как в старые-добрые. Удалось ли новой ленте передать дух оригинальной трилогии новому зрителю? Ещё как, без вопросов.
Для меня это четвертый по любимости эпизод саги – ниже «Мести ситхов», но выше «Возвращения джедая». Попробуйте дать фильму второй шанс – возможно, без шумихи вокруг, вы сможете проще им проникнутся и лучше оценить его достоинства?
9 из 10
Понравилось читать, и фильм понравился, и пересмотреть захотелось. Но вот я случайно нажал под оценкой поставив «Ридер рейтинг» 3.9 а поменять нельзя.
Короче настоящая моя оценка «8», вот.
https://uploads.disquscdn.com/images/5b7b139574358b6ed2a64feca02f262ae0eb3e6bc7e77e08b0246a5b98c9e0dd.jpg
Насчет оценки — мы добавили еще одну, более высокую, теперь все не так грустно)
Спасибо за комментарии!