Однажды, в одни из тех летних каникул, что приходилось проводить на даче, я решил познакомить друга детства со Звездными войнами. Начали мы с трилогии-приквелов. Мне тогда казалось логичным начать смотреть фильмы по внутренней хронологии. К тому же сам тогда не видел оригинальную трилогию – как-то получилось, что первое время по телевидению лицезреть их не удалось. Мы посмотрели шикарную «Месть ситхов» и наконец-то пришло время классики. Я не знал, чего ожидать, и потому тем же днем перед сном включил диск да посмотрел «Звездные войны: Эпизод IV – Новая надежда». И меня просто унесло.
Соприкосновение с картиной было подобно откровению. Что это? Обилие практических спецэффектов? Дышащая всеми фибрами души вселенная, в которой, несмотря на тиранию империи, всё ещё жива надежда? Приключения в чистом виде? Да, да и да. После просмотра я засыпал с каким-то особенным чувством, которое не так уж часто испытывал. Чувством открытия чего-то нового для себя. Великого, грандиозного, что однозначно повлияет на мою дальнейшую жизнь.
На следующий же день я посмотрел «Новую надежду» ещё раз, теперь уже с другом. И это всё ещё был прекрасный, пробирающий до мурашек опыт. Надо ли говорить, что теперь я стал фанатом не просто красивой и помпезной космической саги, как думал раньше, а одного из ярчайших феноменов современной поп-культуры. На данный момент я не читал ни одной книги по Звездным войнам, не играл в Knights of the Old Republic и так далее, меня сложно назвать хардкорным фанатом. Тем не менее, я хотя бы знаю об этих вещах, и моё знакомство с миром далёкой-далёкой галактики не ограничивается чисто кино. Так что как минимум просто фанатом стал. И в первую очередь это заслуга именно что первых двух просмотров четвёртого эпизода.
Было не так уж просто уговорить родителей посмотреть «Новую надежду». Я говорил о её культурной значимости (они сами подтвердили, что отсылок к ней и её сиквелам в их любимых «Друзьях» было предостаточно), что это просто замечательный фильм и вовсе не научная фантастика, как они думали. По итогу просмотра мама сказала, что тут больше плюсов, чем минусов, а папа признался, что «смотреть можно». Такие отзывы трудно назвать восторженными, но я всё равно рад, что показал. Не представляю, как можно сколь-нибудь взаимодействовать с современной культурой и при этом считать нормальным не посмотреть фильм, породивший серьезную его часть.
Что до меня, то последний пересмотр с родителями всё же слегка изменил восприятие. Где-то с половину ленты я ощущал себя не сколько даже зрителем, сколько искусствоведом, оценивающим исторически важное произведение. Эта сцена имеет культурную ценность, и к вот этой часто отсылаются в других произведениях. И да, Хан Соло (Харрисон Форд) стрелял первым, но в новой отреставрированной версии фильма бластеру его собеседника подрисовали выстрел куда-то вообще в молоко. Так что технически теперь он сделал первый выстрел. Но это так бессмысленно, что и не стоит обсуждения.
А вот эта сцена, где наш главный герой Люк Скайуокер (Марк Хэмилл) смотрит на закат двух солнц – вообще классика в чистом виде. Плюс музыка Джона Уильямса уххх, завораживает. Как бы ценны ни были кадры, я, разумеется, не переставал наслаждаться происходящим, и внутренний ценитель уже к середине картины успокоился и не беспокоил по мелочам, давая влиться в происходящее.
Должен признаться, что одна вещь меня покоробила. Вся та часть с дроидами, путешествующими по песчаной планете Татуин, уж слишком затянута. Когда ты показываешь понравившийся тебе фильм кому-то ещё, порой бывает, что ты словно покрываешься холодным потом при выявлении недостатка или того, что твой зритель может счесть таковым. Однако мама потом сказала, что фильм идет без промедлений. Получается, это уже чисто моя претензия.
Когда дошло дело до сегмента с Звездой смерти, где Люк и Хан вызволяют принцессу Лею (Кэрри Фишер), я внезапно осознал, что у фильма очень хорошее чувство юмора. Нет, шутки в саге были и раньше, но теперь их стало на удивление много. Возможно, ни в одном сегменте других фильмов их не было столько, сколько здесь. Работают они исключительно на ура. Когда ситуация очень напряженная, получающаяся с их помощью разрядка оказывается как нельзя кстати. Как-то и не верится, что среди сценаристов фильма значится только Джордж Лукас. Уж больно непривычно после трилогии-приквелов слышать подобное остроумие.
Конечно, это фильм 77-ого года за одиннадцать миллионов долларов, и на нем это не могло не сказаться. Стоит помнить, что до этого космическими сагами на больших экранах занимался аж никто (Звездный путь всё-таки больше чистая научная фантастика, поэтому эту серию фильмов трудно причислить к тому же виду, что и ЗВ). По признанию самих авторов, им сильно не хватало костюмов для наполнения пришельцами бара на Татуине, и потому там есть парень в костюме дьявола. Ага, не удивительного пришельца, а тупо дьявола. Но при этом его показывают достаточно мало, чтоб он казался органично вплетенным в кучку фриков.
Так что когда ещё не показавший своего истинного злодейского лица (метафорически, под конец он и вовсе чуть ли не лохом оказывается) Дарт Вейдер (поразительный голос Джеймса Эрл Джонса) бьется с Оби-Ваном Кеноби (Алек Гиннесс) на световых мечах, я не думаю: «какая лажовая драка». Скорее мои мысли больше похожи на: «ух ты, первая в истории кино сражение на световых мечах». К тому же она и не должна быть поражающей воображение, если учесть все те причины, по которым Оби-Ван вообще ввязался в битву.
Это продукт своего времени, но тем он и прекрасен. Четвёртый эпизод наивен, но в том числе благодаря этому он стал тем незабываемым приключением, что засело в голову миллионам людей по всему свету. Мало того, что «Новая надежда» прекрасна сама по себе, так ещё и подняла невероятную волну, которая сейчас нас захлестывает особенного сильно.
Настолько сильно, что совсем скоро в кинотеатрах выходит «Изгой-один: Звёздные войны. Истории», чье действие происходит незадолго до начала оригинальной трилогии и сильно с ним связано. Это ли не признание мира в том, насколько мы любим «Звездные войны: Эпизод IV – Новую надежду»?
10 из 10
Будучи человеком, посмотревшим «Звездные войны» с первого по седьмой эпизод именно в порядке хронологии событий данной вселенной, выскажу и свое мнение. Для меня 4-я часть — пожалуй, самая слабая из всех шести, над которыми в той или иной степени работал Лукас. В отличие от 1-3 и 5-6, эта моментами казалась мне скучноватой. И да, путешествие дроидов по пустыне — один из таких моментов. В целом после трилогии приквелов данный эпизод не вызвал мощных эмоций. Я не знаю, как бы оно было, начни я просмотр с ОТ. Может, в таком случае 4-я часть понравилась бы мне больше. А, может быть, я на ней и застрял бы. Потому я рад, что начал просмотр именно с первого эпизода.
Юмор «Новой надежды» также мне не особо-то по душе.
А еще не нравится то, как, например, Люк внешне легко переживает смерть дяди и тети, бывших ему отцом и матерью.
При этом я отлично понимаю, КОГДА был снят 4-й эпизод, КАКИЕ тогда были возможности и КАКУЮ роль он сыграл в становлении всего кинематографа, какое влияние оказал на культуру в целом. К этому никаких вопросов. И в конце 80-х этот фильм, вероятно, смотрелся бы иначе. Для меня, в смысле. Так что на все это я делаю скидку.
Тут важно, как именно ты «делаешь скидку». Лично у меня это по большей части происходит подсознательно — ну да, так раньше делали, и меня это вполне удовлетворяет.
А вот если приходится прикладывать усилие при их восприятии, то можно и в минусы самому фильмы записать)
Насчет переживания смерти дяди и тети — тут тонкий момент. С одной стороны, этому уделена всего одна сцена, и можно довольствоваться лишь полутонами в игре Хэммила. Но ещё можно сказать, что с помощью Силы Люк смог проще усвоить трагедию, почувствовав, что такова судьба и ничего не поделаешь.