Даже на момент выхода ситуация с «Звёздными войнами: Скайуокер. Восход» казалась не особо радужной. Огромный и безудержный интернет-шум вокруг предыдущей части, «Последних джедаев», сломал как будто всех — и зрителей, и создателей. Я ничего не утверждаю, но что в итоге вышло: фильм собрал вдвое меньше, чем начавшая новую трилогию «Пробуждение силы»; абсолютное большинство моих друзей фильм либо не смотрело, либо оценило не положительно; новых полнометражек по Звёздным войнам после регулярных ежегодных релизов не выходит уже пять лет. Как говорил Оби-Ван в дубляже «Мести ситхов», всё это грустно.
Смотря на ситуацию ретроспективно, поражаешься тому, насколько же лента запрыгнула в последний вагон. Конечно, в более идеальном мире студии вовсе не нужно выпускать трилогию сиквелов так быстро. Ленты в предыдущих трилогиях выходили с разницей в три года, а не два, и ничего. А когда выяснилось, что изначальный режиссёр и со-сценарист Колин Треворроу не может найти язык с продюсерами и его пришлось менять, а текст — перерабатывать, то нужно было выделить куда больше времени для производства. Но в итоге кино успело в последний кассовый сезон перед пандемией. Кто знает, какими проблемами обернулся бы прицел на более позднюю дату выхода.
Хотя многие очень хвалили давящие на ностальгию рекламные ролики фильма, мне было всё равно — лишь бы посмотреть само кино. И в первый раз оно мне очень даже понравилось. Конечно, видны определенные проблемные места, но в целом опыт был достаточно хороший, чтобы то количество пофигизма и негатива, попадавшееся тут и там, вызывало недоумение.
Спустя год с хвостиком пересмотрел чисто чтобы проверить себя. Может, ожидание и опыт кинозала сделали своё дело и на самом деле оно похуже будет. Но нет, мне всё ещё вполне нравилось. Разве что чуть меньше, но в незначительной степени. Зато сейчас, на третий просмотр, я как будто потерял вовлеченность в происходящее и заодно начал лучше понимать критику фильма. По итогу моё мнение скорее всё ещё скорее положительное, но стало ясно одно. «Скайуокер. Восход» — кино, не становящееся лучше с новыми просмотрами.
Спустя год после событий «Последних джедаев» Сопротивление в лице По (Оскар Айзек) и Финна (Джон Бойега) выкрадывают важное сообщение о том, что император Палпатин (Иен Макдермид) на самом деле не умер, а очень даже жив. Жив настолько, что готовится направить на галактику целый флот с уничтожающим планеты оружием. Отчего для главных героев запускается отсчёт, после которого спасать будет уже нечего.
Изначально последний аспект меня зацепил: «Восход» как никогда ощущался приключенческой лентой, где мы скачем от места к месту в поиске следующего следа. Отчего на сомнительных моментах вроде того, как, с помощью уж больно информативного клинка, главная героиня Рэй (Дейзи Ридли) находит местоположение очень нужной штуки на глаз и по чистой случайности находясь для этого сразу же на нужном месте, я в первую очередь вспоминаю схожий момент в «Индиане Джонсе: В поисках утраченного ковчега». Разница лишь в том, что там это имело смысл, а здесь — нет. Зато настроение схожее.
Но да, со временем кочки становятся только больше. Вот когда в первый раз смотрел на Лею Органу (Кэрри Фишер), заранее зная, что это ранее отснятые, но не использованные сцены для «Пробуждения силы», то думал — а не мешает ли эта осведомленность воспринимать происходящее? На деле же скорее помогает. Они такие неловкие, бессвязные, а сценарий и актерская игра других людей настолько на уровне школьной постановки, что всё это жутко неловко. Понятно, что из-за смерти актрисы ещё до начала съемок тут не было хороших решений и выкручивались как могли. Но это не отменяет того, что сами сцены плохие.
Некоторые косяки скорее даже умилительные. Когда герои на пустынной плане Пасаана, то любая происходящая мелочь заслуживает у героев сразу несколько реакций. Как будто заранее сделали варианты, чтобы на монтаже выбрать лучший, но в итоге включили все опции. И дело не в том, что реакции особо плохи — чисто перебор.
В плане повествования сложно избавиться от ощущения, насколько всё бегло и вскоропях. Реплики далеко не всегда хорошо сочетаются друг с другом, отчего страдает органичность происходящего. Но когда я вижу критику вроде того, что слова По «каким-то образом Палпатин вернулся» — худшая фраза в истории, то не могу не поражаться. Нормальная, блин, реплика, чего прикопались.
Главная причина, почему мне фильм всё ещё нравится — как минимум в плане общего сюжета у меня нет особых проблем с происходящем. Мне нравится то, что произошло с Рэй и Кайло Реном (Адам Драйвер), какое они получили развитие, какой путь прошли и отдельно в этом фильме, и чем закончилась их история как главных героев трилогии сиквелов.
Вроде бы в своё время находил несоответствия происходящего здесь с предыдущим эпизодом, но сейчас уже забыл об этом. А то, что Кайло активно использует увиденные в том фильме у Люка Скайуокера (Марк Хэммил) трюки, очень органично и помогает воспринимать перемены героя. То есть как бы ни без косяков было повествование драматургически, но в целом я вполне удовлетворен тем, к чему оно пришло.
Ещё здорово помогает, что постоянно происходят классные штуки. Вот «Сокол тысячелетия» прыгает из гиперпространства и обратно, оказываясь на разных планетах. Вот у дроида C3-PO (Энтони Дэниелс) появляется своя небольшая арка, впервые за все эти девять эпизодов дав ему действительно важную роль и некоторую более чем заслуженную за выслугу лет человечность. Вот выясняется мотивация действий генерала Хакса (Донал Глисон) — ничего особенного, но забавно и любопытно. И всё это вперемешку с постоянным приключением или масштабами финальной воздушной битвы и её связи с более скромными разборками последнего ситха и джедая достаточно развлекает.
Главное открытие нового просмотра для меня в том, насколько фильм синий. Буквально. Будь то дело в освящении и/или цветокоре, но тут очень много сцен с большим количеством синего цвета повсюду. Может, это какая-то тематическая задумка (как минимум промо-материалы эту особенность активно показывают), но как будто оно больше мешает картинке. Которая, кстати, в остальном привычно великолепна.
Как минимум нельзя сказать, что «Звёздные войны: Скайуокер. Восход» не стараются. Тут есть поэтичные переклички с другими эпизодами, будь то «Месть ситхов» или «Империя наносит ответный удар». Идея с завершением трилогии трилогий, ныне именуемая «Сагой Скайуокера», была провальна изначально. Так что вопрос чисто в том, насколько этих стараний будет достаточно. Вполне возможно, что со следующими просмотрами мне этого уже не будет хватать. А пока жить можно.
7 из 10