Впервые кадры из «Индианы Джонса: В поисках утраченного ковчега» я увидел в «Цыпленке Цыпе». Там был неплохой гэг, где люди смотрят, как на главного героя на экране катится гигантская дура, а потом другая гигантская дура проходит прямо через экран на зрителей. Но тогда я даже не знал имени героя, так что это нельзя считать за полноценное знакомство.

Узнал же я о нём из крайне неожиданного места. Дело в том, что в 2007 у моего папы был (по тем временам) очень крутой телефон. Настолько крутой, что он мог заходить не только на специальные wap-сайты для телефонов, но и в полноценные интернет-страницы. Это была уникальная возможность, потому что тогда интернета дома не было. Впервые получив доступ к этому устройству, я зашёл на официальный сайт LEGO. Там увидел иконку с крутой минифигуркой, взмахивающей хлыстом. Тогда я и познакомился с Индианой Джонсом.

Полноценно же с оригинальными фильмами я ознакомился на даче благодаря пиратским DVD, что мне подарили одни дальние родственники с Украины. На них были анимированные меню и качество картинки с лицензионных версий и одноголосые озвучки Андрея Гаврилова. Так как я не вырос на видеосалонах, то скажу, что крутость качественных копий компенсировала скудность перевода.

Мне тогда все те фильмы очень понравились, но за время воспоминания ослабились. Пусть время от времени попадались отрывки из них. Когда, спустя столько лет, я начал пересматривать первый фильм, то в первую очередь вспомнил стартовую катсцену из LEGO Indiana Jones: The Original Adventures, а потом – и полученный на день рождения набор с пещерой. Но не успел я начать грустить, что часть деталей утеряна и я не смогу его восстановить, как фильм уже увлек.

Не так часто можно встретить в кино начало, способное настолько захватить. Все акценты расставлены правильно, при минимуме диалогов мы получаем всю необходимую информацию. А то, как именно главный герой попал в пещеру или где он взял таких ненадежных соратников, включая героя Альфреда Молины в своём первом появлении на большом экране, разве вообще важно? Если вырезать всё вступление и подать его как короткометражку, мы уже имели бы превосходное произведение искусства.

Во время просмотра я не раз ловил себя на мысли, что сейчас так не снимают. Похоже на старческое кряхтение, но речь не об этом. Если сравнить, то даже в каких-нибудь «Трансформерах» сцен раскрытия характеров героев побольше будет, чем здесь.

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» длится менее двух часов и так переполнен сценами действия, что нельзя не поразиться, как Стивену Спилбергу удается при этом по минимуму, но крайне эффективно использовать более спокойные сцены. Нам дают понять героев, их цели, отношения, взгляды и то, кто для кого какую угрозу представляет достаточно, чтобы потом мы могли за них переживать. Каждая пауза, мелочь, шутка и перепалка используется для погружения в мир действия. В итоге я переживал даже за непростую судьбу обезьянки-нациста – очень интересное достижение.

Я немного боялся снова смотреть картину, но быстро понял, что зря – всё ещё люблю её. Это не идеальное кино, порой оно кажется немного злоупотребляющим рваным повествованием. Но нельзя не признать поразительную общую проработку в сценарии Лоуренса Кэздана по сюжету Джорджа Лукаса и Филипа Кауфмана.

Роберт МакКи в книге «История на миллион долларов» отмечал, что в этом фильме не, как обычно, три акта, а целых семь. Если вы, как и я, этого не заметили, то можно спокойно сказать, что работа над сценарием как минимум заслуживает уважения. Заодно это, возможно, объясняет почувствованную мною «рваность». Кто знает, сколько понадобится пересмотров, прежде чем я смогу полноценно увидеть данную структуру.

Что особенно подкупает конкретно в этом приключении Инди – оно очень центростремительно. Пролог дает общее представление о герое и его методах. На этой быстро появившейся, но крепкой, почве мы, сцена за сценой, постоянно идем к главной цели – Ковчегу Завета. Причем найти его мало. Необходимо ещё и не дать забрать его идущим по пятам немцам, возглавляемых одним из лучших карикатурных фашистов в истории кино в исполнении Рональда Лейси. Здесь нет каких-то крупных передышек и сильных отвлечений на иные темы. Всё действо служит ради нахождения и удержания ковчега одной из сторон.

Возможно, для кого-то стоит вопрос, какая роль Харрисона Форда – Хан Соло из Звездных войн или Инди – наиболее крута. Знаете, при всей любви к ЗВ, тут у меня никаких сомнений. Форд и есть Джонс. Он настолько ограничен, что мне страшно представить кого-то ещё в этой роли.

Я помнил, что и его боевая подруга Мэрион была хороша. Но никак не ожидал, что Карен Аллен в этой роли будет настолько прекрасна. Пусть ей по воле сюжета и приходится дважды переодеваться, но в целом у неё настолько сильная героиня (и это чувствуется по игре актрисы), что назвать её дамой в беде язык не повернется. Два момента особенно запали в душу – способность держатся при выпивке и то, что во время кульминации она находится в одинаковом с Инди положении. Не уверен, что в мире развлекательного кино до 1981 года был настолько замечательный пример полового равноправия.

Я могу ещё долго рассказывать о том, какие тут прекрасные каскадерские трюки или насколько легендарна здешняя музыка Джона Уильямса и так далее. Но лучше просто сделайте себе одолжение и пересмотрите кино. Даже если оно вам не нравится так сильно, как мне, это всё равно прекрасное приключение, в которое стоит окунуться снова.

А если вы не смотрели «Индиану Джонса: В поисках утраченного ковчега», то могу лишь позавидовать. Отправится в это путешествие впервые, да ещё не с озвучкой Гаврилова – я бы ради такого многое отдал.

10 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *