«Индиана Джонс и Храм Судьбы» ни в коем случае не плохой фильм, но до первой части ему было далеко. С этим был согласен и сам автор серии, Джордж Лукас, ссылаясь на то, что во время производства он переживал развод. Казалось бы, с чего вдруг дальше было бы лучше? Но, к моему счастью, и во время знакомства с трилогией, и при недавнем пересмотре я наглядно убедился, что есть куда. Ещё как куда.

Раз вышло уже два фильма, и оба были более чем успешны, то без, как тогда думал Стивен Спилберг, конца трилогии не обойтись. В отличие от второй картины, вышедшей спустя 3 года после оригинала, «Индиана Джонс и последний крестовый поход» оказался на экранах с разницей с предыдущей лентой аж в 5 лет. Новым сценаристом стал Джефри Боум, позднее занявшийся сиквелами к «Смертельному оружию», а до этого написавший культовых «Пропащих ребят».

Более вдумчивый подход полностью оправдал себя – триквел собрал 474 миллионов долларов при бюджете в 48, что заметно больше 333 миллионов «Храма судьбы» и 389 «Поисков утраченного ковчега». Лишь спустя несколько лет после выхода картины люди стали спрашивать режиссёра, когда же будет следующая часть. Хотя последний думал, что кадром ухода героев на лошадях за горизонт он четко дал понять, что это его последняя картина об археологе-искателе приключений. Но это разговор на другой раз.

Никакой музыкальный номер в начале нас не встретит – на титрах какие-то люди идут на поиски сокровищ, как и в первом фильме. Правда, среди них нет Индианы Джонса. С ним мы знакомимся чуть позже, а сыграет его восходившая тогда звезда Голливуда Ривер Феникс («Останься со мной»). Он прекрасно имитирует Харрисона Форда – благо, уже успел сыграть сына его героя в «Береге москитов» – но при этом не оказывается бледной копией, как случилось с Олденом Эренрайком в «Хан Соло: Звёздные войны. Истории».

По сути, всё 12-минутное вступление с юным Инди великолепно работает как самостоятельная короткометражка. Предыстория героя разворачивается на полную катушку: тут вам пояснения, откуда у него шрам, почему он выбрал столь необычное оружие и как появилась его главная фобия. При этом перечисленное не тянет на себя одеяло. Прежде всего это изобретательно построенная погоня, на некоторую дикость которой не обращаешь внимание из-за того, насколько она увлекает. И, опять же, со своей ролью показа предыстории героя она справляется куда лучше, чем весь «Хан Соло».

Вместе с одной из лучших монтажных склеек, что мне довелось видеть, мы перемещаемся из 1914 года в 1938-ой, где начинается основное повествование. Бизнесмен Уолтер Донован (Джулиан Гловер) обращается к профессору Джонсу, чтобы тот помог в поисках Святого Грааля, дарующего вечную жизнь. Инди указывает, что это скорее в интересах его отца, Генри Джонса (Шон Коннери), посвятившего жизнь поискам чаши. Однако к сыну потому и обратились, что отец пропал.

Так как задумки для сцен действия, нереализованные в первой части, уже были использованы для второй, то в «Последнем крестовом походе» мы получаем свежую, ударную дозу экшена. Я не могу вспомнить ни одной более впечатляющей погони на лодках, чем уход Инди от членов секретного ордена с фесками в Венеции. Хотя, конечно, дело может быть в том, что не так много погонь на плавательных устройствах я и видел. Тем не менее, момент столкновения лодки с пропеллером корабля пробирает до мурашек.

Остальные сцены не отстают – тут вам и мотогонка, и обезвреживание танка, и перестрелка на самолётах. Всё это разбавляется прекрасно связывающим все сцены сюжетом и юмором. За последнее сильнее всего отвечают два персонажа: коллега Инди по университету, неряшливый Маркус Броди (Денхолм Эллиот) и вернувшийся с первой части Саллах (Джон Рис-Дэйвис).

Harrison Ford, Denholm Elliott, and Alison Doody in Indiana Jones and the Last Crusade (1989)

Однако, хоть эти двое и прекрасно справляются со своей работой, органично вписываясь в сюжет, веселят больше всего не они, а отец главного героя. Как сказал Спилберг, отцом Индианы Джонса может быть только Джеймс Бонд. Так что выбор Шона Коннери был очевиден, несмотря на реальную разницу возраста актеров папы и сына всего в 13 лет. К своему удивлению, я даже успел забыть, насколько он хорош.

Генри Джонс-старший одновременно скудный на похвалу отец и мальчишка, радующийся главному и единственному крупному приключению своей жизни. То, как он органично совмещает эти две стороны, не может не поражать. Коннери крадёт каждую свою сцену, обыгрывая даже ожидаемо великолепного Форда. С ним связано столько всего, что даже не знаешь, что похвалить в первую очередь.

Он одновременно приносит свежую динамику и в отношения Инди с его очередным любовным интересом, обворожительной Эльзой Шнайдер (Элисон Дуди), и в поиск путей отхода от одного из многих преследований. В нём совмещена игривость Йоды и сдержанность Оби-Вана – в итоге выходит лучший персонаж-наставник из всех, что были в фильмах, над которыми работал Лукас.

Может показаться, что своими сравнениями я принижаю свежий спин-офф «Звёздных войн» и говорю, что он и в подмётки не годится тому, что делали Lucasfilm в 20-ом веке. Не совсем так. Я считаю, что «Хан Соло» – фильм хороший (мы ещё успеем поговорить об этом в будущем). Но не то что весь «Индиана Джонс и последний крестовый поход», а даже его часть лучше всей полнометражки про другого персонажа Форда. А теперь представьте, если по какому-то недоразумению вы всё ещё не смотрели третью часть приключений Джонса, что и вся остальная лента ничуть не хуже вступления.

Я бы не сказал, что она лучше «Поисков утраченного ковчега». Всё-таки то чувство свежего уникального путешествия уже не вернёшь. Но можно с уверенностью сказать, что «Последний крестовый поход» развлекает лучше всех в серии – шуток больше и они смешнее, сцены действия и разгадки тайны Грааля увлекательнее, практические эффекты поражают сильнее, музыка Джона Уильямса разнообразнее.

Таких приключений, что можно пересматривать вечно и постоянно наслаждаться, преступно мало. Не делайте моей ошибки, побалуйте себя ещё одним просмотром третьего Инди. Увы, это всего лишь второй мой полноценный просмотр спустя сколько, девять лет? К сожалению, у нас фильм на физическом носителе можно купить только на DVD, где нет субтитров, а русская аудиодорожка в стерео. Что, конечно, ущербно и унизительно. Что ж, приобрету зарубежный Blu-ray и заживу счастливо, ничего больше не остается.

10 из 10

P.S. К счастью, сейчас в России уже вышли на Blu-ray первые три фильма про Инди. Увы, перевод там только субтитрами, но это лучше, чем ничего.

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *