Как я уже говорил, с Индианой Джонсом удалось познакомился в районе 2008-го года, когда узнал, что по нему будут наборы LEGO. Сами же наборы появились из-за скорого выхода слишком долгожданной (в плане времени, которое ушло на его ожидание) четвертой части, «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Не будучи особо сознательным в плане того, что как выходит и где доставать интересующие фильмы, я не задумывался насчёт предыдущих частей, а просто дождался выхода нового фильма на DVD и купил его.
Лента тогда мне очень понравилась. Я посмотрел её минимум пару-тройку раз, изучил все дополнительные материалы в двухдисковом издании. Даже усадил родителей, чтобы они тоже его посмотрели — насколько помню, это был первый раз в жизни, когда провернул что-то подобное.
Потом мне подарили пиратские диски с оригинальной трилогией и уже тогда я по-настоящему влюбился в приключения Инди. В итоге у меня даже появилась книга-сборник про приключения молодого Индианы Джонса. Насколько знаю, это были оригинальные приключения, не связанные с сериалом «Хроники молодого Индианы Джонса». Первая повесть была про то, как он расследовал дело вокруг Титаника, а потом вместе с остальными спасался с него.
Мне она очень понравилась, а вот вторая повесть сборника совершенно не зацепила. Там был какой-то подземный король, управляющие разумом украшения… воспоминания очень мутные, но суть в том, что я её не дочитал и забыл об остальных приключениях. А ведь всего их было в книге пять.
В общем, все эти годы я концертировал своё внимание на трилогии, а продолжение обходил стороной. Скорей всего, не пересматривал «Королевство хрустального черепа» где-то лет десять. Не подталкивали возвращаться к ней в том числе огромный шквал критики, включая ту серию «Южного Парка», где режиссёра Стивена Спилберга и автора идеи Джорджа Лукаса изображали насильниками. Смотря её, мне было откровенно неприятно, и проассоциировать я себя мог разве что с Баттерсом, заявившим под конец эпизода, что ему кино понравилось.
Но в любом случае к «Королевству» было куда меньше претензий, чем к, например, Звездным войнам, будь то трилогия приквелов или сиквелов. Скорее люди недоумевали от отдельных элементов. Включая то, что Харрисон Форд уже не так молод, а некоторые трюки, включая тот самый момент с холодильником, уж слишком… сомнительные. Однако одной из моих первых мыслей при просмотре была «вау, он тут гораздо моложе, чем в “Пробуждении силы”». Хотя, казалось бы, разница всего в 7 лет. Из-за этого за будущую пятую часть мне страшно.
Фильм начинается с компьютерного суслика, разрушающего горку студии Paramount, что уже стало первой приятной деталью «Королевства». Потом мы видим подростков, гонящих на машинке и заигрывающих с водителем из военного конвоя. Это одновременно задает легкий тон и для всего фильма, и даёт прочувствовать эпоху пятидесятых. Детали последней сильно превалируют в первой половине фильма. Видно, что авторы любят это время.
Вся эта погоня работает отличным контрастом по сравнению со следующим действом, когда выясняется, что конвой был из КГБ, решивших ворваться в зону 51. У них в багажнике обнаруживается Индиана Джонс. Трудно сказать, насколько это достойный выход для героя. Но за красивую сцену с поднятием шляпы спасибо.
Тут начинается настоящее приключение, к которому я всегда слаб. Индиана под дулом пистолета помогает КГБ-шникам во главе с полковниками Антоном Довченко (Игорь Жижикин) и Ириной Спалько (Кейт Бланшетт) найти нужный экспонат. Приятно слышать, что все русские персонажи, за исключением героини Бланшетт, говорят без акцента. Да и она произносит реплики лучше, чем это обычно бывает в голливудском кино. Не уровень Дольфа Лундгрена в «Криде 2», но это уже больше говорит о самом Лундгрене.
Пытаясь сбежать, Инди случайно попадает на испытательный полигон и ему приходится быстро соображать, как спастись от ядерного взрыва. Да, с логистикой тут все сложно, но я нашел как минимум две причины, почему это хорошая сцена. Во-первых, сделана она потрясающе. Очень мощная, эффектная, пугающая — Спилберг показал именно тот ужас, страх которого он позже не менее мастерски проиллюстрирует в «Шпионском мосте». Во-вторых, эта сцена является прекрасным примером предвещания того, что будет в финале, создавая рифму. Это делает общее повествование более крепким.
А крепкость повествования всегда слабое место для фильмов-приключений. Увы, в этом плане четвертый «Инди» проигрывает первому и третьему, но выигрывает у второго. Сначала из-за паранойи ФБР (кстати, эпизодическое появление одного из них сыграл Нил Флинн — уборщик из «Клиники») у Индианы проблемы на работе. Потом он встречает юного стилягу-байкера «Пса» Уильямса (Шайя ЛаБаф), который рассказывает ему о своей пропавшей матери и неизвестном нам ранее университетском друге Индианы профессоре Гарольде Оксли (Джон Херт), что нашёл хрустальный череп и сошёл с ума.
То есть причины, почему Индиана с «Псом» отправились в путешествие, вполне понятны, но ощущение некоторой дуболомности остается. Если бы Джонс раньше узнал, что мать паренька — Мэрион Рэйвенвуд (Карен Аллен) из первой части, то его стремление было бы понятней. Нетрудно догадаться, почему авторы это раскрыли только в середине фильма. Но всё же мне показалось, что это был не самый удачный выбор. Так как мы уже знаем Мэрион, то понять Инди было бы куда проще.
Экшн-сцены радуют разнообразием, но есть некоторые вопросы к их выбору и исполнению. В этом плане самые странные — это прыжки по лианам и плотоядные муравьи. Первые занимают минимум хронометража, так что особо горького послевкусия не оставляют, а вторые все же имеют пару искупающих черт. В том числе нам показывают взаимодействие Хрустального черепа с муравьями, что помогает пониманию сюжета, да и драка с Форда с Жижикиным получилась эффектной. Но ощущение некоторой инородности остается.
В меньших пропорциях это ощущение распространяется на весь фильм. Ты не совсем понимаешь, почему это все происходит, ощущаешь какой-то подвох. Картина словно снималась на цифровые камеры, но на обработке ей постарались придать более «пленочный» вид. Но в действительности всё снималось на пленку и изображению скорее наоборот, добавили цифрового глянца. Фильм выглядит хорошо, и моя оценка картинки как с более выраженными, но подвергнутыми легкой сепии цветами не претензия, а просто комментарий.
На самом деле у меня не так уж много претензий. Фильм смотрится по-хорошему быстро, актеры прекрасны (даже если, как в случае Херта, им нечего делать), музыка Джона Уильямса постоянно потрясающая, будь то ещё бывший с первой ленты марш искателей или тема черепа. Я её в своем время даже на CD купил и слушаю его прямо во время написания. Это легкий и приятный фильм, который даже даёт некоторую почву для размышления.
Я думал о том, какой фильм мне больше нравится — «Индиана Джонс и Храм судьбы» или «Королевство хрустального черепа». Стоит признать, что первый больше развлекает. Сцены с вагонетками и гонка по Шанхаю захватывают больше, чем, например, проезд через джунгли или погоня через университет во втором варианте. Хотя последние тоже весьма хороши.
Но кроме того, что четвертый «Индиана Джонс» — хорошее времяпрепровождение, он ещё даёт и более цельную историю, оставляя приятное послевкусие. Этим он, в моих глазах, выигрывает у второй части приключений Инди.
8 из 10