Вестерны с Клинтом Иствудом породили сотни подражателей. Конан-Варвар задал моду на брутальное фэнтези. Трилогия о безумном Максе дала дорогу огромному количеству картин, сделанных по тем же лекалам – много погонь на устрашающих развалюхах, упадок цивилизации, война за ресурсы, мужики в кожанках, идущие по пустоши, вот этот вот всё.
Первая часть «Безумного Макса» вышла в 1979 и была успехом. Вторая – в 1981 и только закрепила успех. Третья – в 1985 (и она просто была). Где-то рядом вышел «Побег из Нью-Йорка» с Куртом Расселом о мрачном недалеком постапокалиптичном будущем. Тоже стал культовой классикой, принес денег, все были довольны.
И вот хитрые кинематографисты решили, что неплохо бы утянуть и свой кусок пирога, так что стали пытаться повторить успех прародителей. Активная волна клонов этих фильмов продолжалась в течение 10 лет, за которые вышло как много трэша, так и довольно любопытных образчиков. Давайте же посмотрим на некоторые из них поближе.
Видеоверсия
Мегасила (1982)
Попытки подмазаться к успеху «Безумного Макса» были поначалу робкие и нерешительные. Так, «Мегасила» представляет собой нелепую научно-фантастическую поделку от режиссера «Гонки Пушечное ядро» и «Смоки и Бандита». Главную роль в фильме исполнил Майкл Бек, снявшийся в шедевральных, на мой взгляд, «Воинах».
Обладатель почетного Оскара втиснул в свой самый провальный в карьере фильм мотоциклы, багги и пейзажи пустоши, надеясь, очевидно, окупить с лихвой 20-миллионный бюджет. Ну и взрывов, взрывов побольше добавил. Впрочем, это его не спасло.
Троекратный номинант на «Золотую малину» за худший фильм, худшего режиссера и худшую мужскую роль второго плана, между прочим. Но даже здесь фильм облажался и ничего не выиграл.
Вожди 21-го века (1982)
Чуть раньше в этом же году вышел фильм Battletruck, он же «Вожди 21-го века», главную роль в котором снова исполнил Майкл Бек.
Здесь же он играет героя-одиночку Хантера, который решил укрыть дочь Страйкера, злодея на бронированном грузовике. Весь фильм Страйкер будет пытаться найти беглянку, а заодно и убить Хантера.
Идея фильма родилась у режиссера Харли Коклисса, снявшего в 70-е два семейных фильма, а также работавший ассистентом на съёмках «Империя наносит ответный удар». Все это время Коклисс вынашивал идею снять реалистичную фантастическую историю о «злом короле», «принцессе» и «доблестном рыцаре». В начале 80-х ему удалось воплотить в жизнь свою мечту. Собрав съёмочную команду, он отправился в Новую Зеландию, чтобы снять этот фильм.
На картину выделил денег король лент класса Б Роджер Корман. Он же посоветовал внести коррективы в сценарий, дабы кино имело успех в Америке. План сработал, и лента окупилась примерно в три раза.
1990: Воины Бронкса (1982)
Итальянская смесь «Безумного Макса», «Побега из Нью Йорка», а также «Воинов». На этот раз без Майкла Бека, что иронично. Звезда этого фильма — культовый герой blaxploitation-фильмов, бывший футболист, а также актер, сценарист и режиссер Фред Уильямсон. Памятен этот фильм сейчас не только криво поставленными экшен-сценами, дуболомным сюжетом, и наглыми заимствованиями, а еще и тем, что это одна из последних ролей Вика Морроу. Этот актер погиб на съемках «Сумеречной зоны» годом позже из-за того, что вертолет на полной скорости лопастями снес ему голову, заодно убив еще и двух детей. Жуткая смерть.
Возвращаясь к теме. Режиссер Энзо Кастеллари позже снял еще два сиквела, гораздо более сплагиаченных и дурно снятых. Однако вместе эта постапокалиптичная трилогия о Бронксе стала в своем роде культовой. Квентин Тарантино, например, считает эту франшизу одной из своих любимых.
2019: После падения Нью-Йорка (1983)
Челюсть Снейка Плисскина. Прическа Снейка Плисскина. Но это не Снейк Плисскин. И даже не Курт Рассел. Это Майкл Сопкив, доблестно отсидевший за наркоторговлю, а теперь вот подхваченный режиссером Серджо Мартино в фильм «2019: После падения Нью-Йорка».
Мартино, к слову, тот еще любитель делать подделки. Это и «Река крокодила-убийцы», что копировала «Челюсти», и «Остров людей-рыб», что взял за основу «Остров доктора Моро». А вот конкретно этот боевик совместного производства Италии и Франции на этот раз еще раз скопировал два наиболее часто упоминавшихся в статье фильма, а также «Смертельной гонки 3000» и «Планеты обезьян».
Металлический шторм: Крах Джаред-Сина (1983)
А вот это вообще очень занимательно. Смотрите, есть такой известный в узкий кругах трешодел Чарльз Бэнд, он же основатель Full Moon Studios, он же автор миллиарда частей «Повелителя кукол». Ну вот он снял еще и вот это. На дворе, напомню, стоит 1983 год. И он выпускает это в 3D. ТРИ ДЭ. Как раз примерно в то же время, что и «Пятница 13 – 3D» и «Челюсти 3D».
Понятное дело, что фильмы в этом формате уже получали всплеск популярности еще в 50-е годы, но с чем связан вторая волна популярности, я не знаю. Возможно, это происходит раз в 30 лет, так как в следующий раз все побежали на сами знаете какой фильм в 3D лишь в 2009.
Я вот отвлекся на эти рассуждения, потому что о самом фильме сказать-то и нечего. Он просто… мда.
Космический охотник: Приключения в запретной зоне (1983)
Это кстати не последний подобный фильм, удостоивший нас появлением в формате 3D. Вот, например, «Космический охотник» с солидным бюджетом в 14 миллионов долларов и неплохим кастом в лице Питера Штраусса, Майкла Айронсайда и двух охотников за привидениями – Эрни Хадсона и Гарольда Рэмиса в небольшом камео. Я кстати больше скажу – там одним из продюсеров был Айван Райтман, режиссер и продюсер «Охотников за привидениями».
Фильм принес авторам сущие копейки, хотя потенциал в этой смеси не только постапокалиптичных боевиков, но и франшизы Star Wars. Кино не без шарма и заслужило определенную любовь даже среди российских зрителей.
Новые гладиаторы (1984)
А вот и еще один культовый режиссер засветился. Лючио Фульчи считается классиком еврокульта. «Седьмые врата ада», «Пожиратели плоти» и «Нью-Йоркский потрошитель»… Всем хочется кушать, так что почему-бы было и не попробовать в новом для себя жанре, да? Фульчи внес в картину толику «Бегущего человека» со Шварцнеггером, так как в центре сюжета у нас гладиатор, участвующий в популярном телешоу на выживание с боями без правил.
Кстати, можно подумать, что это фильм Troma. Но это не он – Ллойд Кауфман всего лишь закупил его для дистрибуции.
https://youtu.be/OZ40Ejw4YxM
Колеса в огне (1985)
Один из самых известных трэшмейкеров филиппинского кино Сирио Сантьяго добавил в ленту, помимо заимствований из Макса, еще и сюжетные детали из «Машины времени», романа Г. Уэллса. Исполнитель главной роли Гэри Уоткинс получил эту работу, потому что был очень похож на Мела Гибсона, а главную женскую роль исполнила модель Playboy Линда Вайсмайер, которой довелось довольно много времени проходить на экране без одежды.
Стальной рассвет (1987)
Был в свое время клюквенный-преклюквенный боевичок Красный Рассвет с Патриком Суэйзи. А потом вот вышел «Стальной Рассвет». Тоже с Патриком Суэйзи. Даром что фильмы никак не связаны. Постановкой последнего занимался Лэнс Хул, известный за другой свой фильм – «Крокодил Данди в Лос-Анджелесе».
Вот что действительно выгодно выделяет фильм, так это композитор Брайан Мэй, написавший ранее музыку к «Безумному Максу» и его сиквелу.
Ад в лягушачьем городе (1987)
До того как сыграть у Джона Карпентера в фантастическом боевике «Чужие среди нас», профессиональный рестлер Родди Пайпер снялся в этой вот лайтовой, с уклоном в комедию, вариации на тему. Завязка у картины довольно забавная.
Пайпер сыграл странника, который оказывается одним из немногих мужчин, еще способных производить потомство, так как многие в мире стали бесплодными от радиации. Так что его ловят эдакие пустынные амазонки и отправляют спасать еще способных рожать девушек, похищенных мутантами из «лягушачьего города». Картина оказалась довольно успешной, принесла авторам прибыль, благодаря чему позже вышли еще два продолжения.
Салют Джаггера (1989)
Вот смотришь на имя режиссера. Некий Дэвид Уэбб. Кто он, чем известен – непонятно. Ну, так кажется на первый взгляд. А вот если присмотреться, то начинаешь удивленно присвистывать – оказывается, это сценарист «Бегущего по лезвию», «12 обезьян» и «Непрощенного», а также номинант на Оскар.
Главные роли в фильме сыграли Рутгер Хауэр, Винсент Д’Онофрио и Джон Чен. Картина делает ставку на гладиаторские бои, а точнее – не просто на бои, а на целый новый спорт.
Главные герои картины – странники, зарабатывающий на жизнь игрой в нечто, напоминающее американский футбол, но где вместо мяча используется собачий череп, а спортсменам можно применять холодное оружие. В 2000-х был даже создана спортивная игра под названием «джаггер», популярная среди ролевиков.
Киборг (1989)
«Киборг» – пожалуй, самый известный фильм из нашей подборки. Он хорошо известен у нас и за рубежом, в нем снялся Жан Клод ВанДам, а режиссировал сие действо Альберт Пьюн. Пьюн – очень многогранный режиссер.
Он ответственен за умилительную трешачину «Сказки древней империи», позорного «Капитана Америку» из 90-х, какие-то лажовые сиквелы к «Кикбоксеру»… но вместе с тем иногда, раз в десять лет, выдает что-то вроде Крутых Стволов, например, которые довольно сильно выделяются, в хорошем смысле, из всех остальных поделок. Ну или вот Киборг, которого приняли прохладно, но совсем уж в грязь втаптывать не стали.
Уникальная особенность ленты в том, что практически весь хронометраж герои практически не называют друг друга по именам. Также в фильме очень мало людей, диалогов и практически полное отсутствие огнестрельного оружия.
Ультра воин (1990)
А вот это еще веселее, смотрите. «Ультра воин» был сделан совместными силами Перу и Америки. Сюжет абсурдно тупой. После ядерного уничтожения один мужик поднимается из пепла чтобы стать лидером банды оставшихся в живых. И идет воевать с другой бандой. ВСЁ. Ну и тут бы закончить рассказ, но вот в чем дело.
Посмотрите на имена двух режиссеров. Один из них, Кевин Тент, стал успешным монтажером и был задействован в куче прекрасных фильмов. «Небраска», «Потомки», «Связи нет», «На обочине», «О Шмидте»… хорошая у чувака карьера сложилась. Но вот режиссером ему конечно не идет быть – полтора балла на IMDb тому свидетельство.
И тут вдруг после череды клонов случилось это.
«Водный мир» – провал. «Танкистка» – провал. «Почтальон» – провал. Провал коснулся как сборов в прокате, так и отзывов критиков и зрителей.
Режиссеры также поняли, что с момента выхода триквела Макса прошло все-таки уже прилично лет, а тема зрителям начала как-то… поднадоедать. Оглушительные провалы окончательно пошатнули желание трогать тему постапокалипсиса.
А возвращаться тема на большие экраны начала только с середины нулевых. Фильмов было достаточно, была среди них как полная дрянь, так и без пяти минут шедевры, как «Дорога». А вот после выхода в 2015-м «Безумного Макса: Дороги ярости», внезапно, новой волны подражателей как-то не случилось. С чем это связано, сказать трудно.
Да, 150-миллионные затраты хоть и окупились, но гигантских барышей создателям не принесли. Зато фильм уже вошел в историю, собрал очень много положительных отзывов. При нужном раскладе и аккуратно собрав не так много денег на производство, можно добиться вполне достойных результатов. Но как-то никто желанием не горит.
А все потому, что если в 80-е фильмы про постапокалипсис еще имели эффект новизны и не набили оскомину заезженными сюжетными ходами и одинаковыми визуальными приемами, то сейчас удивить зрителя можно только или очень нестандартной задумкой и взглядом на жанр, либо высочайшим качеством исполнения. А в идеале – и тем, и другим. Но сделать это – задача, мало кому посильная…