Идея сделать сиквел к «Американским граффити» появилась у Джорджа Лукаса вскоре после успеха оригинала. Но в итоге он занялся другими вещами вроде «Звёздных войн» и «В поисках утраченного ковчега». А вот после успеха «Войн» дело уже зашевелилось. Режиссёрами сиквела могли стать Джон Лэндис и только снявший свой первый фильм Роберт Земекис, но оба отказались. Лукас оказался доволен сценарием, написанным Биллом Л. Нортоном, и дал ему пост заодно режиссёра. Благо у него и опыт в комедиях был, и сам он, как герои фильма, калифорниец.
Самой масштабной частью ленты было то, что в ней сразу четыре таймлайна, показывающие кануны Нового года с 1964 по 1967 года. Одним из способов показать разные сюжетные линии стало то, что у каждой истории своё, отдельное соотношение сторон изображения. Данная идея Лукаса Нортону не понравилась и позже первый согласился с ним. Но фильм так сделать уже успели. Как будто при бюджете в 3 миллиона долларов сборы в 15 — не так уж плохо. Но сам Джордж, вспоминая об этом опыте, сказал, что фильм принёс «10 центов» и в целом «страшно провалился».
В 1964 году Джон Милнер (Пол Ле Мэт) участвует в драг-рейсинге и между заездами пытается завязать отношения с Евой (Анна Бьорн) — новой знакомой, говорящей только на исландском. Эти сегменты показаны в кинотеатральном разрешении 21:9 и даже сейчас выглядят прекрасно. В 1965 году Тодд «Жаба» Филдс (Чарльз Мартин Смит) воюет во Вьетнаме и ищет любой способ службы избежать. Тут картинка уже в формате 4:3 — всё было снято на 16-миллиметровую плёнку для имитации реальных репортажей с поля боя того времени.
В 1966 году Дебби Данэм (Кэнди Кларк), некогда девушка «Жабы», тусит среди хиппи и попадает в переполох, пытаясь помочь своему нынешнему парню. Тут с картинкой совсем безумие творится: всё двоится, разделяется и объединяется как только может. И, наконец, в 1967 году брак Стива (Рон Ховард) и Лори (Синди Уильямс) испытывает проблемы, которые в итоге приводят их на демонстрацию против войны во Вьетнаме. Тут всё показано в 16:9.
При желании в этом переплетении можно найти больше объединяющих факторов, чем самую малость пересекающиеся персонажи. Может, приписать показ шестидесятых во всей и красе или тему того, как вчерашние школьники ищут себе место в мире взрослых. Но, честно скажу, особо оно не клеится.
«Новые американские граффити» явно сделаны компетентно, тут есть свои приколы и остатки шарма оригинала. Камео Харрисона Форда вышло особенно прекрасным. Да и знаменательно, что это последняя полноценная актёрская роль Рона Ховарда — дальше он ограничится небольшими появлениями и закадровым голосом. А ещё у него тут офигенные усы. Плюс иногда дают послушать хорошие песни соответствующей эпохи. Боба Дилана аж дважды включили.
Но в целом это какая-то белиберда. Смотришь и не понимаешь — зачем? Вот увидел я эти четыре истории, толком не посмеявшись и не погрузившись ни в одну из них. Молодцы, запарились, сделали концепцию с сегментами, происходящими в канун Нового года разных лет. Но что вы хотели этим сказать? Сложно за этим увидеть что-то большее, чем упражнение в форме.
В итоге единственный накал тут появляется от того, что персонажи более поздних сегментов упоминают смерть героев более ранних. А так как все истории происходят вперемешку, то начинаешь ожидать уже объявленные смерти. А во второй половине немного даже болеешь за Cмерть. Ведь она бы дала сигнал эти сюжеты наконец закончить. Впрочем, наедятся на неё не надо, кино в такие мрачные дебри ни разу за хронометраж не уйдёт.
«Новые американские граффити» не просто так оказались забыты. После их просмотра можно выделить лишь несколько интересных деталей, не более. В остальном тут вспоминать нечего.
5 из 10