В 2005 году вышло, помимо прочих, два мультфильма: «Мадагаскар» и «Роботы». Что те объединяло? Хоть их выпускали разные студии, но это были сделанные компьютерной графикой комедии (во времена, когда такие ещё были редкостью) с разноцветными героями и большим акцентом на визуальные гэги. А ещё пираты сделали им общий саундтрек, продавая его как на CD, так и на аудиокассетах. Последняя у меня даже была.
Правда, сторону кассеты с «Мадагаскаром» слушал чаще: и саундтрек был лучше (Ханс Циммер всё-таки), и фильм нравился больше. Но не то чтобы «Роботами» пренебрегал: в эпоху, когда у меня была коллекция пиратских сборников на DVD, пару раз да включал и вполне неплохо проводил время. Но как та кончилась, так и особо не вспоминал. Разве что успел взять на Blu-ray по хорошей цене.
В мире, где живут только роботы, «рождается» Родни Нержавейкин (Юэн Макгрегор). Отец его работает посудомойщиком, так что на социальной лестнице он не слишком высоко. Будучи талантливым изобретателем, он решает поехать в Робот Сити и представить своё изобретение главе «Бигвелд Индастриз» и своему кумиру Бигвелду (Мэл Брукс). Но теперь делами там заправляет Финеас Поршень (Грег Кинниэр), которому на ржавых роботов вроде Родни плевать. Так Нержавейкин, знакомясь с группой таких же не слишком, в буквальном смысле, блестящих друзей — в первую очередь с Тормозом (Робин Уильямс) — сначала помогает с починкой другим представителям своего социального класса, а потом и вовсе становится движущей силой революции.
В мире «Роботов» смысла не сильно больше, чем в «Тачках» — благо, в плане образования названия они идентичны. Конечно, можно представить, что это некий постапокалипсис, где люди уже вымерли, но кому такие фантазии нужны. По крайней мере, здесь условности принять проще, чем в тех же «Тачках»: и родительские функции поясняют, и мир кажется понятнее. Последний ещё и выглядит здорово: этакий ретрофутуризм как в «Земле будущего», только ещё старее. Из всех трехмерных мультфильмов того времени внешне он сохранился чуть ли не лучше всех. Размах какой-никакой есть и особенности мира без органики только помогают.
Очевидно, что мультфильм делался в Blue Sky Studios одновременно с вышедшим год спустя «Ледниковым периодом 2: Глобальное потепление». При этом режиссеры тут те, что и у первой части «Периода», Крис Уэдж и Карлос Салдана. То, что «Роботы» были в приоритете, говорит хотя бы то, что постановщик «Потепления» — только Салдана. Мне очень интересно, как выглядел его рабочий день на двух проектах сразу.
Тем интереснее их сравнивать. Как ни странно, «Ледниковый период 2» драматургически заметно цельнее. У «Роботов» сюжет куда более условный, а порой переход между сценами довольно рваный. Но то, насколько последние веселее и интереснее — это небо и земля. Чувство юмора у мультфильма сбоит, но даже в не слишком удачных хохмах легко найти неловкое очарование. Да, шутка про пуки — такое себе. Но то, что после неё мы видим очерченное белым мелом место задохнувшегося фонарного столба, смешит меня сейчас сильнее, чем в детстве.
У обоих фильмов и композитор один и тот же, Джон Пауэлл. И тут его мелодии звучат куда веселее. Плюс подбор песен подкупает, отчасти даже получилась капсула времени. Как будто всем на студии было интереснее работать над этим более нелепым проектом, чем над сиквелом про доисторических зверушек.
Здорово подкупает, что в «Роботах» очень хорошие идеи. Да, крупным корпорациям на тебя плевать. Чтобы они нас за человека считали, нужно громко, четко и толпой об этом говорить. Не то чтобы подтекст классовой борьбы хорошо прописан, но показан очень даже ярко. Что для визуального медиа всяко плюс.
А ещё главный герой оказывается таким молодцом не только потому что он такой талантливый, но и из-за замечательного, поддерживающего и не менее замечательно озвученного Стэнли Туччи в оригинале и Владимиром Антоником в дубляже бати. Как-то особо греет, что одна из моралей фильма — будь хорошим родителем, поддерживай детей в их начинаниях и всё будет хорошо.
Вообще озвучка в фильме не совсем ровная. То, что набрали кучу знаменитостей на роли всех планов, как ни странно, не гарантирует качество. Макгрегор в главной роли звучит очаровательно, но как будто не всегда выдает нужные интонации. Робин Уильямс, конечно, талант, но тут звучит как будто дежурно. Больше всех порадовал Грег Кинниэр: так талантливо кидаться из крайности в крайность надо ещё уметь. А то, что главную злодейку тут озвучивает Джим Бродбент, разумеется, забавно само по себе. Но не особо понятно, зачем именно он. Кинематографисты смогли убедить Джима взяться на роль, наложив на анимацию героини его голос из «Мулен Руж!». Который я не смотрел, так что и судить особо не могу.
Если выбирать между озвучками, то всё же предпочту оригинал. Причина тому ровно одна: Тим, привратник «Бигвелд Индастриз». На английском за него говорит не особо узнаваемый Пол Джаматти, что тоже само по себе забавно. На русском же за него говорит Дмитрий Филимонов — причем именно тем же мультяшным голосом, что и у, например, Кальцифера в «Ходячем замке» или Пряничного человечка в «Шреке». У меня уже аллергия на конкретно эту интонацию. Да, причина под стать самой ленте.
«Роботы» — мультфильм откровенно несуразный. Но он так полон энергии и подкупает визуально, шутками и идеями, что ты и не против. Если есть какой-то не самый удачный момент, то он быстро пролетит и в итоге смотреть это было если не увлекательно, то точно уж не скучно.
8 из 10