Насколько могу судить, в начале января по телевидению показывают больше кино, чем в какое бы то ни было время. Уже едва ли возможно, чтобы новогодние каникулы на Первом канале прошли без «Одного дома», «Бедной Саши» и какой-нибудь анимационной франшизы. В этом году, например, там будут транслировать в обратном порядке (без понятия, почему) первые четыре «Ледниковых периода».
Теперь, когда я куда менее зависим от сетки телевещания, не так важно, где что показывают. Но нет смысла отрицать уже приобретенные благодаря этому привычки. Тем более что ничего плохого в них и нет. Вспомнив одну из франшиз, что любят крутить в такое время, я и решил первым делом в этом году пересмотреть первую часть серии картин о зелёном огре «Шрек».
Браться за него было немного страшно. Трехмерный анимационный фильм 2001 года, в первую очередь известный своими осмеиванием сказок и пародиями на популярные в момент выхода фильмы и прочее – короче, тут есть тонны поводов бояться, что лента страшно устарела. Тем не менее, свежий взгляд показал, что в действительности всё не так плохо.
Как человеку, интересующемуся историей анимации, мне было жутко интересно изучать, как в DreamWorks Animation самого начала двадцать первого века работали над изображением. Для своего времени это был настоящий прорыв. Но, по сравнению с нынешним развитием технологий, слова о 63 уникальных персонажах и 36 локаций кажутся детским лепетом. Из-за недоступности нынешних мощностей компьютеров создателям приходилось использовать всяческие ухищрения при рендеринге, то есть сведении всех трехмерных элементов в единую картинку, ныне неактуальные.
Так что да, технически фильм устарел. Но это не сильно мешает его художественному восприятию. Особенно я был удивлен качеством проработки эмоций на лице принцессы Фионы, прекрасно сочетающемуся с так же неожиданно хорошей работой голоса Кэмерон Диаз. Даже сейчас видеть такую хорошую мимику и слышать чудесную работу актера озвучания – тем более знаменитости – дорогого стоит.
В целом актеры озвучки весьма хороши. Эдди Мёрфи в роли Осла вполне забавен и не раздражает, Майк Майерс как тот самый огр из названия тоже радует. Но при этом он подходит к роли немного иначе, чем это делал озвучивающий Шрека в русском дубляже Алексей Колган. И, честно говоря, версия Колгана мне нравится куда больше. По сравнению с ней Майерс звучит уж больно… простецки, если можно так сказать.
В плане сюжета тут всё довольно неопределенно. Авторами сценария, среди прочих, тут числятся Тед Эллиот и Терри Россио, которых вы можете знать по «Аладдину» и «Пиратам Карибского моря». В общем плане история вполне неплоха. Идея о чудище-интроверте, вынужденном спасти принцессу, реализована недурно. Как и последующая вариация «Красавицы и чудовища» с очень правильным и незаезженным поворотом в конце.
Но в отдельных местах лента подводит. Самым ярким моментом из таких стоит назвать момент, когда Шрек ближе к концу слышит случайный отрывок из беседы Фионы и Осла. И, конечно же, понимает его неправильно. Из-за чего появляется ещё один, абсолютно надуманный конфликт. Всё бы ничего, тем более что это важная часть сюжета, но этот элемент столь заштампован, что подобное сил нет терпеть. Им стоило его иронично обыграть, а не привычку анимационных фильмов петь. Стало бы куда лучше.
Кстати, о музыке: в «Шреке» с ней очень интересная ситуация. Так как фильм хоть и происходит в сказочном сеттинге, но ощущает себя больше как современная комедия, то и вставленные в него песни воспринимаются вполне органично. Было особенно отрадно услышать Escape (The Pina Colada Song) Руперта Холмса в момент, когда наш злодей, коротышка Лорд Фаркуад (Джон Литгоу), выбрал Фиону себе в суженные. Плюс оригинальная музыка, над которой работали сразу два ученика Ханса Циммера, Гарри Грегсон-Уильямс («Марсианин») и Джон Пауэлл («Идентификация Борна»), вполне неплоха.
Главный диссонанс заключается в том, что в общей массе технологически прорывная лента оказывается простенькой приключенческой комедией. Пусть и с парой в хорошем смысле неординарных элементов. К тому же шутки по большей части не то чтобы особенно хороши. Ни одна не заставила меня смеяться вслух. На их фоне парочку уж совсем неудачных – про рыгание и пуки – прощать нет никакого желания.
Так что от ленты вполне можно получить удовольствие вне исторического контекста и не принимая во внимание то, как сильно за эти годы Шрек укоренился в поп-культуре. Но едва ли этого будет достаточно, чтобы оправдать пересмотр. А вот если учесть эти вещи, то ещё один просмотр мультфильма будет скорее хорошей идеей.
7 из 10