«История игрушек 3» стала первым миллиардером по сборам в истории Pixar, в том числе преодолев отметку в сто миллионов долларов в Великобритании и Японии. В России же он собрал всего шесть миллионов. И этому есть две явные причины. Первая заключается в том, что у нас не было особо большой аудитории, что выросла бы с предыдущими фильмами. Пытаясь это компенсировать, русские прокатчики убрали из русского названия цифру и сделали подзаголовок «Большой побег».
Но вторая причина в виде аномальной жары, из-за которой люди в принципе не ходили лишний раз в кинотеатр, так и не дала понять, насколько этот решение могло бы помочь. По крайней мере, в следующем сиквеле они цифру не скрывали, что уже о чем-то да говорит. Однако я на «Историю игрушек 3» в кино ходил, причем чисто случайно. Тогда гостил у родственников в Новосибирске и мы пошли в кино чисто ради самого похода. Но, конечно, мне тогда крупно повезло.
Диск с первыми двумя частями у меня появился где-то в середине нулевых, и тогда посмотрел эти мультфильмы полностью всего раз. Триквела не ждал, но он меня абсолютно покорил. Я был совершенно не готов к тому, насколько новая часть впечатлит меня сильнее, чем предыдущие. Во время той поездки купил уже лицензионные DVD с первыми двумя частями — благо, стоили они в районе 99 рублей.
Но в итоге те фильмы включал лишь с комментариями режиссёров, так полноценно и не глянув вплоть до написания соответствующих «Пересмотров!». Но насчёт третьей части у меня порой просыпалось желание просто вновь её посмотреть, без связи с другими частями. В последний раз я её смотрел перед премьерой четвертой части, во время своеобразного марафона вместе с девушкой. В итоге пока что это был единственный раз, когда она увидела у меня слезы из-за фильма.
С момента второй части прошло больше десяти лет как в реальности, так и во вселенной триквела — немногие из оставшихся игрушек Энди живут в ящике и со страхом дожидаются дня, когда их хозяин уедет в колледж. Ковбою Вуди (Том Хэнкс) выпадает честь отправится вместе с Энди, в то время как остальные по плану должны оказаться на чердаке. Но из-за неудачного стечения обстоятельств игрушки решают, что их хотят выбросить, и потому самовольно отправляются в ящик, который мама Энди отправляет в качестве пожертвования детскому саду «Солнышко».
Сюжет «Истории игрушек 3» не заканчивает какую-то арку, начатую предыдущими лентами — это отдельная история о примирении с течением времени и всем, что из этого следует. А ещё это отчасти история упомянутого в русском названии побега (правда, насколько он большой, судить не возьмусь), так как в «Солнышке» оказывается не так уж хорошо, как могло показаться.
В итоге фильм очень удачно комбинируют свою общую историю с слегка клишированным сюжетом об операции уровня «Одиннадцати друзей Оушена». И часть причины, почему эти элементы так хорошо складываются, заключается в том, что занимает побег от силы треть фильма и в итоге даже не оказывается главным препятствием — дальше игрушек Энди ждет ещё более опасное приключение.
Порой в вопросе чего-то действительно потрясающего появляется желание вернуться в тот момент, когда ты это видишь впервые. Но в данном случае я бы такого не хотел. С каждым пересмотром «Истории игрушек 3» я замечаю у неё некоторые мелкие шероховатости, но и нахожу новые достоинства. Из-за того, что сейчас видел первую, вторую и четвертую часть не так давно, меня сильно эмоционально задела сцена, когда Вуди и другие игрушки расходятся в «Солнышке». Раньше я не придавал сцене особого значения. Но теперь, вспоминая о предыдущих и последующих их отношениях, этот момент приобрел новый эмоциональный вес.
Удивительно, с какой ловкостью Ли Анкричу (который теперь уже стал единоличным режиссером после статуса со-режиссера на второй части) удается сначала погрузить в драму, при этом постепенно давая юмористические моменты, и затем сконцентрировать всё внимание на приключении. А потом он умудряется выкрутить оба элемента ещё сильнее в одном и том же моменте! Та сцена в переработке мусора — один из двух пиков фильма.
Здесь это не пик эмоций, но пик напряжения, а заодно и потрясения от того, как же все персонажи, от уже показавших свою доблесть Вуди и Базза Лайтера (Тим Аллен) до более чисто комедийных героев вроде самонадеянного мистера Картошки (Дон Риклз) и пугливого динозавра Рекса (Уоллес Шон) в нужный момент способны стать единым фронтом перед неизбежным.
Второй пик — это, разумеется, сцена под конец с Энди и девочкой Бонни, что уже успела познакомится с Вуди в середине фильма. Я даже пытался относиться к сцене более критично, например, приняв во внимание критику Дага Уолкера о том, что Энди для абитуриента ведет себя уж слишком по-детски, но не смог с этим согласиться. Играя с детьми, тебе никто не мешает и самому подурачится. Чем дольше я не пересматриваю фильм, тем сильнее эта сцена меня эмоционально бьёт как последнюю грушу.
«История игрушек 3» завершает не только свою трилогию, но и трилогию выходивших друг за другом шедевров студии после «ВАЛЛ•И» и «Вверх». Это настоящий зенит студии, и настолько же мощные аналоги ему в мире кинематографа мне неизвестны. Я не считаю, что после Pixar испортились, достойные работы не заставят себя слишком долго ждать. Но да, дальше в этой ретроспективе нас ждёт более ухабистая дорога.
10 из 10