Когда мне было примерно семь лет, у нас дома появилось кабельное телевидение. Детских каналов тогда было куда меньше, чем сейчас, но уже был доступен Nickelodeon. В итоге этот канал я смотрел больше, чем какой-либо в жизни. Подборка передач была крайне сильна, на нём практически не было плохих или хотя бы посредственных сериалов. Но даже среди столь щедрого набора годного контента было одно шоу, что особо выделялось.

«Губка Боб Квадратные Штаны» — или «Спанч Боб Сквер Пэнтс», как название дублировали в заставке вплоть до шестого сезона — стал самым успешным мультсериалом в истории канала. И слава к нему пришла чуть ли не мгновенно. Подводные приключения по своей завязке были ситкомом про городскую жизнь обывателей, но сеттинг подводного мира и фантазия аниматоров всегда находила, как разнообразить происходящее до абсурда, который лишь радует и не вызывает особых вопросов. Сериал крутили довольно часто даже в те времена, когда у него было два сезона. Я пытался смотреть его при любой возможности.

В память въелся случай, когда брат листал каналы и на секунду «Спанч Боб» мелькнул на экране. Я сразу распознал эпизод, так как к тому моменту видел их все несколько раз, и попросил его вернуться на Nickelodeon, аргументировав это тем, что показываемая серия очень хорошая. Он парировал, сказав, что для меня у него все серии хорошие. Меня это задело и я решил доказать обратное. Первым на ум пришла серия первого сезона «Скрипучие сапоги» — и то лишь потому, что мне не нравится сам скрип сапог, а серия-то всё равно хорошая.

В «Пересмотре!» я не так часто пишу о сериалах по одной довольно очевидной причине: время на них тратить приходится куда больше, чтобы получить один текст. Но пройти мимо Спанч Боба я никак не мог и хотел взяться за него сразу после «Аватара: Легенды об Аанге», который стал вторым сериалом, о котором я написал в рамках рубрики. Начал смотреть первый сезон… и дело заглохло. Не то чтобы я разлюбил шоу, но с возрастом во мне всё сильнее развивалось приниженное отношение к первому сезону.

Его стилистика была менее привлекательной, чем в последующих эпизодах. Но пересмотр выявил и другие проблемы. Например, странные моменты прорисовки, из-за которых главный герой порой выглядит так, будто от давления слишком узких штанов он из них вылетит. Картинка зачастую неестественно затемненная, а отдельные моменты закраски ставят в тупик. Насколько я понял, это следствие бюджетного производства, при котором все ещё активно задействовали ручную прорисовку. В последующих же сезонах стали активнее использовать компьютерные технологии.

В видео на YouTube под названием «Как выглядит идеальный эпизод “Губки Боба”» в пример приводится эпизод первого сезона «Доставка пиццы». И это действительно очень хорошая серия — она остроумная и по максимуму раскрывает взаимоотношения со-работников и соседей Спанч Боба и осьминога Сквидварда. Беспроигрышный вариант, так как эти двое — самый богатый на конфронтацию дуэт и у авторов было максимальное разнообразие для взаимодействия отчаянного оптимиста и неисправимого пессимиста.

У эпизода много локаций, выверенная сюжетная структура, правильная и заслуженная мораль. Все это делает серию хорошим представителем детского медиа. Но не более. Для меня это никак не материал, достойный звания хотя бы одной из лучших серий «Спанч Боба Сквер Пэнтса».

Видно, что авторы ещё нащупывают почву и позже они отказались от некоторых элементов. Ещё в пилотном эпизоде, «Требуется помощник», обозначается то, что главный герой обделен физической силой ну очень сильно. Впоследствии это обыграно ещё в паре серий, но в последующих сезонах словно забыли, что такой элемент в принципе существовал. Вероятно, потому что он не приносил особо много действительно смешного.

Спустя пару лет застоя в просмотре я закончил первый сезон и приступил ко второму. Здесь и произошел поворотный момент, когда просмотр сериала перешёл из фазы «когда-нибудь да как-нибудь» в «при любой возможности». Я снова начал чувствовать детский восторг от просмотра, который усиливали оригинальные голоса актеров озвучания. В итоге я начал получать от шоу удовольствия больше, чем когда-либо в жизни.

И это началось с первой же увиденной серии, «Чем-то пахнет». Согласно Википедии, это первая часть второго выпуска, но со старыми сериалами подобная путаница в порядке серий сезона — обычное дело. Вплоть до того, что часть серий третьего сезона иногда приписывают второму. Так вот, эта серия — первая, в которой отметился как автор сценария К. Х. Гринблатт, впоследствии создавший сериалы «Чаудер» и «Харви Бикс». Его появление, как и нескольких других новых сценаристов, показало настоящий качественный сдвиг и новое направление в создании шоу.

«Чем-то пахнет» начинается с минутной завязки, где из-за череды обстоятельств Спанч Боб делает себе особый десерт из лука, делающего его дыхание ужасающим. От этого авторы начинают навешивать одну шутку за другой, словно проводящий серию ударов боксер или комик, кидающий несколько крутых однострочных анекдотов подряд. Если в целом сравнивать подачу серии со стенд-ап выступлением, то можно сказать, что выступающий берет конкретную тему, выдаёт свои самые сильные шутки и плавно переходит к следующей, делая тоже самое. Так и серия — когда у неё кончаются шутки, она делает сюжетный поворот и снова начинает бить серией гэгов.

Трехактовая структура и мораль отошли на второй план. Теперь куда важнее стала максимальная плотность юмора, будь то визуальный или словесный. Прием нехитрый, но вся прелесть происходящего как раз в том, что тут нет проходного материала, каждый из юмористических элементов как минимум действительно смешной. Даже сама мораль если и предоставляется, то подается максимально смешно. В ином случае её могут и не показать.

Такая плотность качества свойственна очень малому количеству передач, в качестве примеров для сравнения первым делом приходят в голову «Симпсоны» в их лучшие годы. Это настоящий пример трудолюбия и самоотверженности со стороны авторов, когда люди максимально шлифовали раскадровки, пока продукт не оказывался нужного качества. Это всего лишь детский мультсериал, но авторы для руководства в работе использовали «Дзен в искусстве написания книг» Рэя Брэдбери. Такой подход вызывает исключительное уважение.

Я могу взяться буквально за каждую серию и расписать, в каких аспектах она прекрасна. Даже если отдельные элементы нравятся меньше, чем в других эпизодах. Скажем, самая нелюбимая серия в сезоне — «Малышка Босс», где дочь Мистера Крабса, кит Перл, оказывается начальником для Спанч Боба и Сквидварда вместо отца и всячески портит рабочие условия. Эта нелюбовь растет ещё из детства, когда всякие девчачьи штуки казались противными. Сейчас я, разумеется, избавился от этого настроя, но неприязнь конкретно к этой серии осталась.

Но, тем не менее, ещё тогда я осознавал, когда шутки смешны, а сюжетные повороты — интересны и дают дополнительную почву для юмора. В худшем случае оценил бы «Малышку Босса» в восемь из десяти. Когда такая оценка оказывается нижайшей точкой, то это очень мощный комплимент.

У меня глаза разрываются и я не знаю, о чем поговорить в первую очередь, так что постараюсь минимально пройтись по самым интересным моментам в некоторых сериях. К вопросу о морали — эпизод «Большой розовый неудачник» как никакой другой подчеркивает то, насколько хорошо работает преобладание юмора над сюжетом. В нём лучший друг Спанч Боба, харизматичная ленивая морская звезда Патрик, всячески пытается подражать главному герою, чтобы получить награду, коих у последнего полным полно.

Тут вам и тонна мемов, актуальных и сегодня, и отдельные сцены как произведения искусства (когда Патрик учится открывать крышку банки), и неожиданная концовка. Поначалу она немного стопорит восприятие, но тут и ребенок догадается, что мораль не в том, что быть ленивым и бесполезным круто, а в том, что быть самим собой и есть путь к успеху. И то, что это не мораль ради морали, а очередная отличная комедийная добивочка, особенно прекрасно.

Моя самая любимая шутка во всём сериале родом из эпизода «Выживание идиотов» (или, как её переименовали в 2018, «Уроки выживания», тем самым смягчив язык, но сделав неправильный перевод). В нём Спанч Боб и Патрик оказались заперты в куполе их подруги, белки Сэнди, пока та переживает зимнюю спячку.

В один момент, пока друзья пытаются выбраться, Патрик подходит к двери и говорит «Сим-сим откройся», выставляя перед собой руки с поднятыми ладонями. Потом он отмечает, что сделал все, что мог. В пересказе это, конечно, не так смешно — тут важна и анимация, и подача актеров озвучания (с которой прекрасно справляются и Билл Фагербакки в оригинале, и Юрий Маляров в дубляже, при этом найдя свой подход к герою, не копируя оригинал напрямую). Важно то, что я настолько полюбил эту шутку, что постоянно её цитировал в жизни вплоть до жестов.

Долго думал над тем, какой из эпизодов назвать своим любимым. В основном кандидаты на это звание были именно во втором сезоне. Им вполне мог бы стать «Оркестр недоумков», умудряющийся прекрасно показать в десяти минутах большинство персонажей шоу и добивающий совершенно великолепным музыкальным выступлением (есть видео, называющее и эту серию лучшей). Но, пожалуй, моим любимым эпизодом является «Рождество — это кто?», первая двадцатиминутная серия шоу.

Начинается эпизод с живых съемок, где самопровозглашенный главный фанат Спанч Боба Пират Пэтчи (сыгранный Томом Кенни — он же и озвучивает Спанч Боба) вводит нас в курс серии, заодно закидывая абсолютно прекрасным абсурдным юмором. Авторы не так часто применяли живые съемки, отчего каждое их использование воспринималось как праздник. Потом мы видим основное действо, где Спанч Боб узнал от Сэнди про Рождество и попытался справить его в родном Бикини Боттоме. Лишь Сквидвард понимал, что Санта Клауса не существует. Но именно ему в конце приходится исправлять ситуацию.

Хоть в этом тексте я постоянно акцентирую о важности преобладании юмора, это вовсе не значит, что «Спанч Боб Сквер Пэнтс» не может быть душевным сериалом о персонажах. Каждый главный герой является уникальным представителем морской фауны на фоне основного населения города в виде рыб. Но их характеризация и без этого крайне сильна, и во втором сезоне стала только лучше. Сюжетная линия Сквидварда схожа с «Доставкой пиццы», только тут он проявляет себя ещё большим придурком, так что ради исправления ситуации ему приходится напрячься ещё сильнее.

Зато его старания в конце анимационного сегмента вознаграждаются максимально безумной и моей второй любимой шуткой шоу — вот её спойлерить не буду. Эта серия крайне сильна и юмором, и душой. Настоящий пик мастерства.

Ещё одна запавшая в душу серия — «Жареные игры», в которой одним из сценаристов был Дэн Повенмайр, со-создатель «Финеса и Ферба». Тут авторы использовали двойной конфликт, и кроме обычного противостояния Мистера Крабса и его бизнес-конкурента Планктона добавили ссору Спанч Боба и Патрика, что дало до невероятного плодородную землю для юмора, которой они воспользовались по полной.

Этот эпизод настолько знаковый, что чисто на его основе была сделана видеоигра, которая сама по себе подключалась к телевизору, а её начинка находилась внутри головы Спанч Боба, когда его нос был джойстиком. Это довольно простой сборник мини-игр, но в детстве я его безумно обожал и заиграл до такой степени, что однажды случайно сломал тот самый нос.

Третий сезон выходил в течении четырех лет, и его появление в России из-за этого немного задержалось. Странно осознавать, что для меня он в своё время был премьерой — я даже помню рекламный ролик, говоривший о новых сериях. Главной причиной столь растянутого выхода стало производство полнометражки, после которой создатель шоу Стивен Хилленберг хотел закончить свое творение. Поэтому третий сезон на очень долгое время стал последним, в котором он принимал активное участие. Шоу все ещё сохранило наивысочайшую планку качества. Но, на мой скромный взгляд, самую малость уронила её.

В первую очередь это проявилось в персонаже Спанч Боба. Он безумно многогранен — добрый, наивный, простодушный, ребячливый, всегда готовый помочь. Но также он неглуп и крайне самоотвержен, хоть последние качества нередко затмеваются внешними обстоятельствами. Тут с ним происходит то, что крутые детишки называют «фландеризацией», то есть сведение множества черт к минимуму, в данном случае — показе героя как глупого ребенка, а порой и просто идиота. В целом это не проклятье, в разных сериях герои играют разную роль и потому не могут постоянно быть одинаково прописанными. Только вот Спанч Боб, в честь которого и назвали шоу, второй сезон всегда был на высоте. Да и в первом имел постоянную характеристику, лишь немногим уступавшую следующим эпизодам.

Каких-то реально слабых серий тут почти и нет, но худший эпизод выберу без проблем — это «Как по телеку». В нём Спанч Боб снимается в рекламе места своей работы, ресторана Красти Крабс, но в итоговый материал почти не попадает, а сам ролик показывают лишь раз посреди ночи. Но из-за стечения обстоятельств Спанч Боб решает, что он звезда и начинает вести себя как придурок.

Тут работают те же принципы, что я описал для второго сезона. Но проблема в том, что изначальная завязка не особо даёт возможность для хороших шуток. Отчего часть из них вызывают раздражение, а не смех. Серия заканчивается на том, что главный герой не осознает свою ошибку. Это смешно, но добавляет на удивление циничный оттенок, который раньше был куда слабее. Такая перемена не особо радует.

Впрочем, у сезона есть и новые сильные качества, в которых он может дать прикурить второму. Авторы позволяют себе быть ещё более экспериментальными, отчего появляются серии вроде «Видеокурс для сотрудников „Красти Крабс”». Весь эпизод — это и есть самый настоящий видеоинструктаж, но каждый его пункт содержит прекрасную шутку, что делает этот эпизод одним из любимых и однозначным фаворитом в сезоне.

Также авторы заигрывают с разными жанрами, как с криминальной историей в «Тошнотном бургере» или фильмом-нуар во «В поисках себя», оба раза прекрасно отыгрывая в созданных условиях. Стало уделяться больше внимания персонажам, которые раньше не так хорошо раскрывались. «Ракообразное средних лет» не боится депрессивных красок, показывая проблемы, сопровождающие жизнь человека предпенсионного возраста. Впоследствии появляется мораль о том, что в душе мы всегда юны, но последняя шутка серии остается верна её изначальному настроению.

Самые популярные мемы, взятые из «Спанч Боба», приходятся именно на второй и третий сезон. И ещё вопрос, из какого их больше. Та мета-шутка про работу мозга Спанч Боба родом из «Сквильям возвращается», а реплика Патрика про современные технологии, за которой следует использование экрана компьютера как кувалды, из «Маляров». В обоих случаях это третий сезон, в течении которого шоу, может, и стало хуже, но разве что совсем незначительно.

«Спанч Боб Сквер Пэнтс» для меня синоним детства, и эти три сезона — то, из-за чего я всегда любил и буду любить сериал и его героев. Можно обвинять в предвзятости, розовых очках и так далее. Но для того я сейчас и пересмотрел все эти серии, чтобы взглянуть на любимое шоу трезво. В итоге я стал относиться к первому сезону хуже, ко второму — даже лучше, а к третьему… также, наверное. В любом случае эти серии заслуживают вашего внимания. В большинстве своём это потрясающе качественный комедийный продукт, которым можно наслаждаться в любом возрасте.

Первый сезон: 8 из 10
Второй сезон: 10 из 10
Третий сезон: 9 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *