От «Лего. Фильма» ничего не ждать не хотелось. Я и так смотрел несколько фильмов на основе этого конструктора: в лучшем случае они были сомнительны, а в худшем – катастрофичны. Но то всё было чисто для выхода сразу на видео, а тут – полноценный кинотеатральный релиз по всей планете. Если фильм выйдет плохим, некоторые люди станут хуже относиться к самому конструктору. Что меня, его фаната, не обрадует. По сути, я вообще не хотел, чтобы эта лента существовала.
Как ни странно, но её предпоказы добрались даже до моего города посреди Сибири. Главной причиной, почему я пошёл на фильм в первый день его полноценного проката, стал отзыв одной знакомой. Но всё равно мои ожидания были максимально низкими. Чтобы сильно не расстроиться.
На самом деле мой настрой даже мешал наслаждаться происходящим. Пока парад ярких цветов, смешных шуток и приятных сердцу отсылочек лился в глаза, постепенно чувство подвоха крепло. Создавалось впечатление, что ты следишь за стройкой карточного домика. А с ними сами знаете что происходит. Но потом наступает третий акт и… я был покорен. До самого конца я был весь в внимании, глаза готовы заслезиться. А когда всё кончилось, реакция была из разряда «О Господи, 10 из 10, 10 из 10!». Я не мог дождаться, когда смогу приобрести blu-ray с ним и пересмотреть ещё много раз.
Я показывал его на детском дне рождении, посмотрел в оригинале с русскими субтитрами, показал маме, потом папе, потом посмотрел в оригинале с английскими субтитрами. А ещё я его смотрел в один из моих лучших новых годов, проведенный с парой друзей и кучей банок Dr. Pepper (кстати, этот день я уже упоминал в тексте про «Холодное сердце»). Так что его новый просмотр – для написания этого текста – был уже восьмым по счету. И я с радостью посмотрю его ещё не раз, потому что «Лего. Фильм» – великолепнейшая картина.
С чего бы начать… когда смотрел ленту впервые, я не обратил внимания на её создателей. И очень зря, потому что уж теперь Фил Лорд и Кристофер Миллер однозначно стали одними из моих самых любимых режиссёров и сценаристов. У них есть свой уникальный комедийный ритм, который может прижиться как в семейном кино, так и в более ориентированном на взрослую публику. Здесь же они просто выжались на максимум. Каждый момент пропитан всевозможными шутками, гэгами, отсылками, которые можно расписывать бесконечно долго.
Даже самый первый кадр уже завоевывает уважение. После легообразных логотипов кинокомпаний мы видим черную плиту. Но какая это плита! Она выглядит как настоящая, на ней абсолютно естественный отблеск света и на каждой её пупырке пропечатано «LEGO», как и должно быть и как не бывает в более низкобюджетной анимации на основе конструктора. Постепенно камера дерганно, словно в покадровой съемке, двигается вперед. Мы видим новые детали и то, как отблеск на них и плите чуть-чуть дергается, поддерживая иллюзию создания стоп-моушн анимации. А потом камера внезапно поднимается вверх и летит, показывая всё новые масштабы мира, полностью собранного из LEGO.
Всего несколько секунд, а мы уже получили идеальное начало, полностью показывающее, о чем этот фильм и как он будет вести своё повествование. Вся картина – это игра ребенка, рассказанная взрослыми. Нечто схожее мы видели в начале «Истории Игрушек 3», где в относительно реалистичном окружении происходил абсурдный сюжет, придуманный мальчиком Энди, в котором задействованы его игрушки. Тут примерно тоже самое, только на этом приеме построен весь фильм. И в этом его прелесть.
Главный герой истории – простой рабочий Эммет – настолько хорошо вписывается в построенную для него и всех жителей города идеальную повседневность, что на самом деле его поведение оказывается скорее девиантным. Не просто так он является одним из двух персонажей, вместе с фигуркой космонавта из 80-ых, у которых глаза выглядят лишь как две черные точки. У них нет белого отблеска, без которого не обходится за редким исключением ни одна минифигурка с примерно 2004 года.
Да, тут есть клишированная тема с тем, что он избранный. Но обыгран этот элемент, как и обычно неимоверно раздражающая идея о пророчестве, крайне умно. На контрасте с предполагаемой заурядностью героя история открытия им своей уникальности срабатывает на ура. Не говоря уже о том, как это важно для морали и посыла. Да, тут есть мораль и посыл, причем на удивление крепкие и к тому же поданные достаточно честно, без лишних соплей и до последнего придерживаясь тона всего того, что происходило до этого. Последнее можно заметить даже по звукорежиссуре – прислушайтесь, какие звуки, не соответствующие реальной картине, звучат перед моментом окончательного примирения. Как я уже говорил, третий акт – это нечто поразительное, чего я ещё никогда до этого не видел, но хотел увидеть.
Конечно, это не идеальное кино, в нём хватает легких минусов, в основном связанных с тем, что у авторов не всегда одинаково хорошо получается выдать свой материал за ограниченный хронометраж. Ярче всего это видно в моменте появления героев из одной крайне популярной франшизы во время пребывания героев на пиратском корабле. Проблема в том сегменте надуманна и едва ли связана с основным сюжетом. А решение появляется из ниоткуда и ничего, кроме очередной порции шуток и отсылок, не дает. Пусть те и действительно забавны. Как мы уже выяснили, весь фильм по сути конвертация детской игры взрослым сознанием создателей фильма. Но конкретно тут кажется, что и взрослые заигрались.
Главная причина, почему я вообще придираюсь к этому моменту, заключается в том, что на него ушло слишком много времени с слишком малой пользой. Ведь в остальных моментах «Лего. Фильму» удается куда удачнее подавать свой материал. От секундных появлений двух Микеланджело (художника и черепашки) до Спиди Гонщика лента только крепнет, потому что задействует их правильно, подкрепляя нужными шутками и при этом не расфокусируя наше восприятие, ибо всё подкрепляется общей картиной. В такие моменты – то есть абсолютно большую часть – фильм напоминает идеально собранный набор, который будут разметать с полок не сколько из-за рекламы, а из-за его привлекательности и качества.
Один из основателей и постоянный член группы Devo Марк Мазерсбау словно не писал музыку к фильму, а строил её из различных прекрасно звучащих кубиков LEGO. Она не просто прекрасна сама по себе, но и поразительно аутентична для пугающе фотореалистичного изображения, умудряющегося сохранить мультяшный дух, созданного хитрецами из австралийской студии спецэффектов к «Матрице» Animal Logiс.
Подкрепляют аудиочасть фильма и прекрасно подобранные актеры озвучки. Я не могу представить никого, кто подошел бы на главную роль лучше, чем Крис Пратт. Что уже говорит о том, насколько прекрасно он справился. Тут тоже можно очень долго перечислять, так что я просто назову своих любимчиков. Ник Офферман в роли пирата Железная Борода делает очень интересный акцент, а Чарли Дэй как никто другой передает голосом энергичность космонавта Бенни. А уж Уилл Арнетт как Бэтмен, похоже, был настолько успешен, что получил собственный фильм. И вполне заслуженно.
«Лего. Фильм» не просто смешной – юмор в нём разнокалиберный, от крайне тонких отсылок для своих до вполне понятных, но оттого не менее смешных гэгов с падениями и каламбуров со словом «but». Это применимо и ко всей ленте: она разнообразна, ей есть много что предложить. Но при этом у неё так же в наличии крайне крепкий стержень. Настоящая жемчужина, из-за которой я рад, что живу здесь и сейчас, поскольку смог её посмотреть.
10 из 10