В поисках Немо (2003) — Пересмотр! #93 — Перетрение

Уже второй раз Pixar и DreamWorks выпускают с относительно небольшой разницей во времени мультфильмы подозрительно схожего наполнения. Теперь они крутятся вокруг жизни рыб. В 2003 году первые предоставляют на общественный суд «В поисках Немо», а вторые в 2004 пустили в прокат «Подводную братву». Знаете, кто выиграл противостояние? Nickelodeon Movies, выпустившие в том же 2004-ом полнометражного «Губку Боба Квадратные Штаны».

Но если отбросить мое обожание последнего, о чём мы ещё обязательно поговорим, и сосредоточиться на первых двух, то становится очевидна смена ролей. Первые ленты DreamWorks были относительно серьезны для детского кино. Тот же «Муравей Антц» куда более глубоко изучал тему потери индивидуальности в общественном строю, нежели «Приключения Флика». Но стоило «Шреку» стать неимоверным хитом, как студия на какое-то время напрочь отказалась делать ленты без максимального упора на юмор.

В Pixar наоборот, с каждым новым проектом всё лучше осваивали инструменты рассказа историй, где шутки были лишь вспомогательным элементом. К моменту нового противостояния схожих картин результат такого подхода оказался как нельзя показательным – «Братва» хоть и окупилась, но собрала преимущественно негативные отзывы критиков. Да и не то чтобы оказалась особа любима зрителями. А «В поисках Немо» все приняли с таким восторгом, что он стал самым кассовым мультфильмом в истории.

Малину быстро испортил «Шрек 2», собравший ещё больше всего лишь год спустя. Но после 3D-ре-релиза в 2012-ом «Немо» удалось дособрать ещё 70 миллионов. Тем самым касса дошла до 940 миллионов долларов. Достаточно, чтобы затмить даже наиболее кассовую ленту конкурентов в лице приключений зелёного огра.

Albert Brooks and Alexander Gould in Finding Nemo (2003)

Ответственным за такой поразительный успех оказался Эндрю Стэнтон, до этого бывший со-режиссёром на «Флике». Помогал ему Ли Анкрич, уже в третий раз ставший со-режиссёром на картинах студии. Стэнтона я обожаю за его более поздние работы, от второго сезона «Очень странных дел» до моей любимой картины Pixar (о ней мы тоже ещё успеем поговорить). «Немо» же для меня, простите за каламбур, проплыл мимо.

Он минимум дважды попадался мне на сборниках пиратских DVD, и я его точно смотрел. Причём, скорее всего, не раз. Проблема в том, что он попросту не впечатлял. Сейчас страшную вещь скажу, но в детстве «Подводная братва» мне нравилась больше. Пусть это и было связано скорее с воспоминаниями о походе в кино, нежели со самим произведением.

«В поисках Немо» повествует о рыбе-клоуне Марлине (Альберт Брукс), в результате несчастного случая лишившегося любимой и почти всего своего потомства. За исключением одной икринки, из которой и вырос Немо. После такого понятно, почему Марлин стал немного гиперопекающим. Немо рос хорошим мальчиком, но долго терпеть такое не смог и по случайному стечению обстоятельств попал в руки к дайверам. Пока сынуля осознает своё новое место в аквариуме и находит новую отцовскую фигуру в лице дающего мальцу рисковать Жабра (Уильям Дефо), родной батя плывет сквозь все преграды океана к сыне-корзине. А помогает ему рыба-хирург с проблемной памятью Дори (Эллен ДеДженерес).

Самым удивительным открытием для меня при свежем просмотре оказалось то, насколько приключение Марлина и Дори бессвязно, а некоторые его части – и вовсе лишние. Как бы я ни любил девиз акул «рыбы – друзья, а не еда», которым я вынужден руководствоваться из-за болезненной реакции на их поедание, сегмент с ними совершенно лишний. Он появляется слишком резко, уводит сюжет непонятно куда, а потом быстренько заканчивается, оставляя эффект, словно вся эта парочка сцен была добавлена в последнюю минуту.

Если это было важно для показа главных опасностей моря и создания ставок для зрителя, то с этим куда лучше справляется более поздний фрагмент с глубокоподводной тварью. Проблемы с плавностью перехода остаются с главными героями до конца. Стоило только показать абсолютно прекрасный связующий элемент с кайфующими черепахами в потоке (их главу, что забавно, озвучил режиссёр Стэнтон), как нам дают сегмент с китом, который, увы, преимущественно бесполезен. И всё это на фоне со сценами Немо, где повествование куда более плавное и естественное. То есть я основную часть картины сравниваю даже не с другими лентами, а с параллельным подсюжетом её же самой!

Ещё одно не самое приятное открытие заключается в том, что анимация сохранилась не так хорошо, как хотелось бы. В плане фонов и освящения придирок нет – всё крайне натуралистично и завораживающе. Однако модельки рыб порой уж слишком резиновые, а приделанные к ним человеческие элементы вроде торчащих зубов смотрятся немного отталкивающе. Всё бы ничего, но это касается и Марлина, нашего главного героя. Которого, как ни странно, порой даже на обложку DVD не помещают, хотя там находится место и куда более комедийно-разгрузочной Дори.

Albert Brooks, Ellen DeGeneres, and John Ratzenberger in Finding Nemo (2003)

Его брови меня напрягали весь просмотр. Они слишком выпученные и прямоугольные. Это смотрится неправильно, он же не Брежнев. У меня дома есть аквариум с небольшой оранжевой рыбой – у неё бровей вообще нет, не говоря уже о таких Гаргантюа. Причём недавно я включал племяннице «В поисках Дори» и не заметил там такой проблемы. То ли улучшенные за 13 лет технологии помогли скрыть её, то ли они как-то иначе к ним артистически подошли, не знаю.

Впервые композитором в Pixar стал преимущественно автор музыки к кино, а именно Томас Ньюман. У него вышло несколько очень хороших тем. Мне особенно нравится мотив опасности, звучащий в момент осознания Марлином пропажи Немо и ближе к концу, в сцене с ловлей форели. Но в целом музыке не хватает выразительности, которая была, например, у его двоюродного брата Рэнди в «Корпорации монстров». К счастью, всё это искупает звучащая на титрах Beyond The Sea в исполнении моего любимого Робби Уильямса. А от пасхалки к предыдущему фильму Pixar под самый конец я чуть вишневой Pepsi не поперхнулся от неожиданности.

«В поисках Немо» – компиляция хороших и отличных сцен, собирающаяся в неплохой фильм. Меня огромная популярность картины ставит в тупик, но это далеко не худший вариант для временного обладателя звания самого кассового мультфильма в истории.

7 из 10