Ещё до того, как создать «Звёздные войны», Джордж Лукас уже творил фантастические миры. Будучи студентом, он снял короткометражку «Электронный лабиринт: THX 1138 4EB», рассказывающую о деспотичном будущем. В целом та была принята тепло: получила приз на студенческом кинофестивале, где её увидел и полюбил ещё не познакомившийся с Лукасом Стивен Спилберг, и заслужила положительные очерки от критиков.
В качестве своего режиссёрского дебюта Лукас решил сделать полнометражную версию этой короткометражки. Получившая более короткое название THX 1138 (у нас также почему-то известная как «Галактика THX-1138») стала вторым фильмом студии American Zoetrope, которую Фрэнсис Форд Коппола основал вместе с Лукасом. Со стороны большого Голливуда в производстве ленты участвовала Warner Bros., которым лента не понравилась настолько, что они, вопреки воле режиссёра, вырезали из неё четыре минуты хронометража.
В прокате ленту успех не ждал и критики к ней особо положительно не отнеслись. Однако ленте удалось наделать шуму на Каннском кинофестивале и позже, учитывая последующие успехи Лукаса, её культовый статус стал скорее вопросом времени. В 2004-ом лента получила режиссёрскую версию для выхода на DVD, куда добавили компьютерные спецэффекты. Именно эту версию я и посмотрел.
Действие происходит в 25 веке, где люди живут под землёй, подчиняются компьютерам и употребляют лекарства, лишающие их всевозможных эмоций. THX 1138 (Роберт Дюваль) жил себе спокойно, пока не завязал отношения со своей соседкой LUH 3417 (Мэгги МакОми). Вскрытие их эмоциональной и сексуальной связи вызвало кару со стороны системы, отчего THX то в тюрьме, то в бегах. А периодически рядом с ним ошивается SEN 5241 (Дональд Плезенс).
Честно, проследить тут за сюжетом крайне трудно. У меня вот не особо вышло. Сцены сменяются как-то сами собой и внутренней логики повествования вообще не ощущается. Люди говорят на каком-то странном ломаном языке, после которого диалоги приквелов Звездных войн покажутся верхом органичности. Иногда бывают приятные моменты вроде того, когда герой Дональда Плезенса разговаривает с детьми и поясняет, что в его детстве те штуки, что у них сейчас, были куда более громоздкими. Но они так и остаются моментами, глотками воды в этом путешествии среди песчаных бурь.
Чем дальше, тем сильнее чувствуешь себя потерянным. Что движет THX, чего этот SEN до него докопался — я не понимаю. А уж когда эти двое оказываются в тюрьме, представляющей собой бесконечное белое пространство, из которого можно уйти, просто зайдя достаточно далеко за горизонт, то только и остаётся, что сдаться от любых попыток понять, что тут происходит. Да, внешне выглядит любопытно, актёры вроде бы стараются. Но когда ты настолько потерян в повествовании, то сложно не ощущать всепоглощающую скуку.
Под конец нам дают полноценную погоню на автомобилях. Что, конечно, оживляет действо. Но теперь добавки 2004 года, и ранее вызывавшие дикий диссонанс с оригинальными съемками, просто нокаутируют. Компьютерные машинки и обезьянки так плохо контрастируют с основным видеорядом, что это вызывает нервный смех.
Я не могу назвать THX 1138 плохим фильмом — зерно интересных идей тут ощущается каждую секунду хронометража. Но так же не могу не сказать, что зрелище это бесконечно унылое и смотреть его вне исторического контекста нет никакого смысла.
5 из 10