В 1979 году Джордж Лукас и Стивен Спилберг заключили сделку с Paramount Pictures на создание 5 фильмов про Индиану Джонса. Но было совершенно не очевидно, что именно 5 их и выйдет. Как и то, что, начавшись в середине 30-ых, повествование в этих фильмах дойдёт до 1969 года, за 10 лет до сделки. Почти что круг замкнулся.
Правда, что Лукас, что Спилберг к пятой картине имеют отношение довольно опосредованное. Да и Paramount Pictures тоже. Все упомянуты в титрах, будь то с титулом исполнительного продюсера или плашки «совместно с…». Но центральной созидательной силой «Индианы Джонса и колеса судьбы» они никак не были.
Джеймс Мэнголд в своё время предлагал Харрисону Форду роль в «Форде против Феррари» и был продюсером «Зова предков» с ним в главной роли. Отчего, когда Спилберг, после нескольких лет готовности взяться за проект, всё-таки отказался от режиссёрского кресла, Форд и предложил Мэнголда. Тот, вместе с сценаристами «Форда…», переписывал сценарий уже под своё виденье, отсылая готовые страницы Лукасу и Спилбергу. Последний так же смотрел отснятый материал, несколько раз посещал монтажную и по итогу получившееся хвалил.
То, почему аудитория в итоге приняла кино так прохладно, кажется больше чередой неудачных обстоятельств. 383 миллиона долларов сборов — цифры не самые маленькие. Но для одного из самых дорогих фильмов в истории, увы, недостаточные. Для сравнения: вышедшее 15 годами ранее «Королевство хрустального черепа» собрало более чем вдвое больше.
В плане оценок ситуация совсем неоднозначная: в зависимости от источника более высокий процент одобрения может быть как у четвертого, так и у пятого киноприключения Инди. Какой-то явной корреляции мне обнаружить не удалось. Можно разве что сказать, что перед «Королевством» людей гораздо больше волновало, что новое приключения доктора Джонса вообще выходит. Хоть сами авторы и хотели дать Инди более значительное крайнее приключение, но как будто зритель желание не особо разделял.
Сам не был уверен насчёт картины: на бумаге особо подвоха не чувствовалось, но какой-то общий, простите, вайб насчёт картины был разрозненным. Посмотрел ленту вскоре после выхода на видео и в целом был доволен, хоть она мне и показалась длинноватой. Я бы убил за возможность посмотреть одно из первых трёх приключений Джонса на большом экране. Но вот когда такая появилась для «Колеса судьбы», то не пошёл. Не горел желанием так вскоре пересматривать и до единственного в городе взявшего эту ношу кинотеатра было неудобно добираться. Вроде бы не худшие причины, но вот за незакрытие гештальта «сходить в кино на Индиану Джонса» всё-таки себя корю.
В 1944 году Индиана Джонс (Харрисон Форд) окружен нацистами и впервые сталкивается с Юргеном Фёллером (Мадс Миккельсен), у которого большие планы на Антикитерский механизм, созданный (по крайней мере, по легенде фильма) самим Архимедом. Однако артефактом завладевает Джонс, что и даёт ему новое приключение спустя 25 лет, как раз во время выхода на пенсию, когда Фёллер — теперь доктор Шмидт — освободился от работы над лунной миссией НАСА.
Первые 20 минут фильма — уже отдельное приключение, что вполне можно смотреть и в отрыве от остального фильма. В целом у всех лент про Инди очень выразительные начала. Но здесь по самодостаточности оно на уровне «Последнего крестового похода», можно остальное кино и не смотреть. Да, омоложенное лицо Инди не всегда работает, иногда выглядит на уровне катсцен видеоигр середины нулевых. Зато более чем в половине случаев оказывается вполне убедительным.
Если хочется попридираться, то можно и на омоложение Миккельсена поругаться. Мол, как будто в его случае можно обойтись и гримом. Но в целом пока сами актёры согласны на такие приколы и живы, чтобы это согласие дать, не вижу в данной практике чего-то особо плохого. Индиана Джонс всегда был про то, что можно показать с самыми мощными инструментами у кинематографистов на момент создания. И это лишь ещё один инструмент.
К тому же увидеть 20 минут Джонса в расцвете сил, словно это какая-то более удачная, снятая в 90-е четвертая часть, исключительно приятно. Враги снова нацисты, поезд с ними несётся как бешенный — всё для наиувлекательнейшего приключения на месте и авторы раскрывают потенциал на полную.
Когда же мы переходим в 1969 год и видим Индиану дряблым одиноким стариком, ругающимся на соседей за слишком громкую музыку, то энтузиазм заметно утихает. С драматургической точки зрения всё логично: вот герой был на пике, а теперь он на дне, выбраться из которого и есть цель сюжета. Как относительно самостоятельная история «Индиана Джонс и Колесо судьбы» скорее работает. Особенно при пересмотре: отдельные замечания героев сильно резонируют, когда уже знаешь концовку.
И ладно бы, если Индиана понимал своё положение дел и стремился их улучшить сам. Но со стороны героев главной движущей силой оказывается его крестная Хелена Шоу (Фиби Уоллер-Бридж) — дочь Бэзила Шоу (Тоби Джонс), с которым Инди был в нацистском поезде из вступления. Мало того, что сама героиня немного сомнительна, так и Джонс реагирует на её действия как-то неровно: то противится, то потакает. В их динамике не хватает органичности, что я бы назвал главной проблемой фильма.
Ведь если закрыть на это глаза, то «Колесо судьбы» — чертовски классное приключение. И в основном сюжете хватает прекрасного экшена, будь то погоня по Нью-Йорку и его подземке, абсолютно сумасшедшем пролете по Танжеру на тук-туках и наизамечательнейшей кульминации. По традиции, в ней включается сверхъестественный элемент и здесь он, пожалуй, мой любимый в серии. Занимает приличное время хронометража, прекрасно работает с темами фильма и просто даёт что-то новое и крайне интересное для серии. Красота.
Не всё выстреливает — например, подводные поиски с героем Антонио Бандераса не шибко увлекательны. Но в общей массе ленте всегда есть что предложить. Чем дальше тем больше ты чувствуешь дух чистого приключения. И в этом аспекте пятая часть Индианы однозначно выигрывает у четвертой, оказываясь более верной оригинальной трилогии.
Но вот в чём уступает, так это в работе с персонажами. Постоянно ощущение, что им не дают раскрыться, что особенно обидно в случае с подручным Юргена Фёллера, сыгранного Бойдом Холбруком. Весь герой вывозит скорее на харизме актёра, так как больше особо не на чем. Да и сам персонаж Миккельсена как будто мог быть круче, словно ему не дали шанса по-настоящему раскрыться.
«Индиана Джонс и колесо судьбы» — хороший фильм и достойная часть франшизы. Но это тот случай, когда любое, даже слабенькое недожатие материала мгновенно превращается в серьезное разочарование. И, увы, разочароваться тут есть в чём.
8 из 10