Ричард Кёртис в первую очередь известен как сценарист романтических комедий. Но также он режиссёр трёх фильмов. Первый — «Реальная любовь» — собрал в себе сразу несколько задумок для ромкомов, стал хитом и спустя годы его актерский состав оказался ещё более звездным, чем в момент выхода. Третий и, по словам Кёртиса, его последний режиссерский проект, «Бойфренд из будущего», был куда более личной историей и при довольно небольшом бюджете прошёл вполне прилично. А ещё был его второй фильм, «Рок-волна», страшно провалившийся в прокате.
Причем сначала он с треском потонул в бокс-офисе Великобритании и не особо выплыл в прочих странах. А спустя полгода, похудев на 20 минут и переименовавшись из The Boat That Rocked в Pirate Radio, отправился в американские воды. И снова неудача.
По крайней мере, фильм получил вполне комплиментарную рецензию от Роджера Эберта. Хоть от прочтения ощущение, что в какой-то момент ему стало скучно и текст попросту не дописан, но одна деталь очаровывает. Во время его написания Эберт включил онлайн-трансляцию Radio Caroline — одной из тех станций, что и вдохновили создание «Рок-волны» — и под конец части абзацев писал, что за песня сейчас играет.
Я познакомился с лентой вскоре после просмотра «Реальной любви». То есть с момента премьеры пара лет уже точно прошла, но «Бойфренд из будущего» ещё не вышел. Идя в кино на последнего, я нёс с собой любовь к уже двум предыдущим режиссёрским работам Кёртиса. Позже приобрёл норвежский Blu-ray (ибо у нас «Рок-волну» издавали только на DVD, а на eBay это был лучший вариант) и включил его, когда был в унынии из-за бессонницы. Может, с последним не особо помогло, но хотя бы первое очень даже ослабило.
В 1966 году Юный Карл (Том Стёрридж) оказывается на корабле, откуда вещает Радио Рок — пиратская станция, которой не помеха ограничение, не дававшее британскому радио крутить рок-н-ролл более пары часов в неделю. Там он сталкивается со множеством колоритных героев — в основном диджеями, чьё эго порой не знает меры. Пока же Карл познает прелести жизни в этой условной «ссылке», правительство Британии старается как может прикрыть лавочку вещания музыкального беспредела. Пусть сами диджеи их старания большую часть времени не особо и замечают.
Фильм не рассказывает сколь-нибудь реальную историю и в целом не особо серьёзно к себе относится. Одним из главных вдохновений Кёртис называет фильм «Военно-полевой госпиталь», который был не сколько о Корейской войне, сколько о повседневной жизни солдат, где они шутят друг на другом и ухлестывают за дамочками. Тот фильм получил Золотую пальмовую ветвь и развитие в виде одного из самых успешных сериалов в истории телевидения — чем не ориентир?
В первую очередь кино передаёт эпоху «британского вторжения». Не зря оно начинается с мальчика, включающего радиоприемник под подушкой. Это яркое воспоминания для многих людей той эпохи. Изначально авторы нацелились на показ 12, как они их сами назвали, «фанатов» — людей, слушающих радио в монтажных нарезках. Но в итоге все они были задействованы ещё в самом начале, отчего на весь фильм потребовалось уже 60 человек, включая на удивление вовлеченного в драму радиостанции продавца продуктов и девушки, слушающей станцию на унитазе и вытирающую слезы туалетной бумагой.
Впрочем, сложно назвать опыт просмотра полностью гладким. То ли это было намеренное решение проверить зрителя, насколько он свой, то ли просто пранк вышел из-под контроля, но ещё в начале есть сцена, когда один из диджеев, Доктор Дэйв (Ник Фрост), предлагает Карлу заняться сексом с его фанаткой (в этой неблагодарной роли, как ни странно, Джемма Артертон). Мол, в темноте она подлога не заметит. Конечно, из этого следует море комедийных ситуаций. Но общее ощущение стыдобы особо не уходит.
Когда я некоторое время назад пересматривал ленту с друзьями, одной из зрительниц было довольно неуютно — ибо, говоря современным языком, подобного кринжа за поступки героев тут хватает. Но в этом и смысл. Карл служит для зрителя проводником в фантастический мир эгоманьяков и прочих неординарных личностей, заполняющих судно Радио Рок. Это как ругаться на обилие инопланетных существ в «Звездных войнах». Скажи спасибо, что есть Люк Скайуокер, через которого объяснят хотя бы основные правила этого необычного мира.
Кстати, у того сеанса была особая задача — напомнить себе о дубляже. В нём участвовали ведущие московского «Радио Маяк». Если у Антона Комолова или Романа Трахтенберга уже был опыт в дубляже и на их счёт волноваться особо не приходится, то есть и более удивительный выбор в лице, например, в первую очередь писателя Дмитрия Глуховского. У него роль второстепенная, но с одной довольно яркой сценой. То, что во время того просмотра я не заметил никаких проблем, уже говорит, что и он, и прочие очень даже справились.
Но для «Пересмотра!» глянул именно в оригинале. Ещё бы, как минимум кастинг тут невероятный. Среди диджеев есть как и более скромные в плане известности Риз Дэрби (сиквелы «Джуманджи», «Реальные упыри») или Крис О’Дауд (его, кстати, и озвучивал Глуховский), так и настоящие мастодонты в лице Филипа Сеймура Хоффмана и Риса Иванса. Ах да, и Билл Найи, куда без него в режиссерском проекте Кертиса-то.
Каждый на своей волне и развлекается как может, будь то более беспринципный герой Ника Фроста или очаровывающий неловкой искренностью персонаж О’Дауда. Тем не менее, это тот случай, когда награду надо давать за весь актёрский коллектив. Даже стоящим особняком и потому идеально работающим для контраста чиновникам в лице героев Кеннета Браны и Джека Девенпорта. Кстати, фамилию персонажа последнего — Тватт — довольно удачно адаптировали в дубляже как Бездьюк. Там даже у секретарши фамилия звучит аналогично слову «клитор», хоть в финальный монтаж оно не попало.
Сильнее, чем из-за актёров, фильм стоит смотреть из-за музыки. То, сколько тут прекрасных песен «британского вторжения» и не только и как оно прекрасно встроено в повествование, прежде всего заслуга трёх людей. Это обладающий энциклопедическими знаниями в данной области Кёртис, музыкальный супервайзер Ник Энджел и музыкальный монтажёр Стивен Прайс. Да, тот самый, что четыре года спустя выиграет Оскар как лучший композитор. За редким исключением тебе и продохнуть не дадут, постоянно играет какой-нибудь хитяра, только увеличивающий удовольствие от просмотра.
Да и отдельно, в виде двухдискового CD-издания, оно тоже прекрасно работает. Туда вошло далеко не всё — скажем, The Rolling Stones не поместились. Да и немногочисленной музыки без слов тоже нет. Будь то мелодии из «На несколько долларов больше» в сцене противостояния героев Иванса и Хоффмана или семь минут под конец, написанные Хансом Циммером. Последнего даже в титрах не упомянули и отдельно его мелодии нигде не послушать. Но, всё же, где ещё вы найдёте фильм, в котором есть и Циммер, и Эннио Морриконе?
«Рок-волна» — это фильм-настроение. Его просмотр — чистокровный чилл, наполненный зарисовками как исключительно комедийными, так и более-менее трогательными. Мне он кажется жутко недооцененным, уж слишком редко мы о нём говорим. С другой стороны, в списке «500 лучших фильмов» на КиноПоиске он сейчас на 363 месте. Сколько бы ни было вопросов к самому списку, это всё равно показатель, что какое-никакое, а признание у кино есть. И это очень радует.
9 из 10