Ричард Кёртис наиболее известен как сценарист хороших романтических комедий. Он написал «Четыре свадьбы и одни похороны», «Ноттинг Хилл» и прочие, не менее занятные вещи. Ещё он является одним из создателей образа Мистера Бина и благотворительной организации «Разрядка смехом», собравшей за 30 лет существования более миллиарда фунтов стерлингов на помощь голодающим в Африке и беднякам Британии. Однако больше всего меня восхищают его режиссёрские работы, все три из которых я люблю.
«Реальную любовь» Кёртис придумал, когда понял, как много у него идей для романтических комедий. Уйдет крайне много времени, чтобы реализовать все в отдельные фильмы. Так что объединить их в одну обертку видится интересной перспективой. Проект обещал быть сложным в исполнении, но Ричард не стушевал и, чтобы сделать всё как можно ближе к задумке (или, если хотите, задумкам), решил с получившимся сценарием ещё и дебютировать в режиссуре.
И боже мой, как же всё удачно вышло. Фильм стал хитом мирового проката, собрав непривычно крупную сумму для чисто британского проекта, и запустил до нелепого много актёрских карьер. Как сказал режиссёр спустя какое-то время в дополнительных материалах, сейчас бы его картину назвали бы слишком звёздной.
Незадолго до пересмотра я на 30 секунд ощутил панику от того, что забыл, какая здесь была роль у Лиама Нисона. Это ещё раз показывает, насколько я зацикленный, но, как сказал мой лучший друг, «нет ничего стыдного в том, чтобы волноваться за Лиама». Всего в фильме девять сюжетных линий, так или иначе связанных между собой. Это может быть что-то незначительное, но за какую из них не возьмись и всегда по отсылкам сможешь перейти ко всем остальным.
Самой связующей частью является Билли Мэк (Билл Найи) — давно проживший свои лучшие дни рок-музыкант, на протяжении пяти недель, что идет действие, своеобразно продвигающий свой кавер на вершину музыкального топа. Если в кадре появляется телевизор — велика вероятность, что на нём идет его клип. При этом его сюжетная линяя не просто связка для вида, но и полноценная часть альманаха.
Проходится по сюжетам всех линий, пожалуй, будет не особо целесообразно. Они все по-разному затрагивают тему любви в самых разных её проявлениях и важностью для происходящего далеко не равноценны. Самая простая и карикатурная история у Колина (Крис Маршалл): он поехал в Америку, чтобы познакомится с не такими зажатыми, как англичанки, девчонками и, вопреки здравому смыслу, добивается своего. Но даже тут Кёртису хватает такта и таланта, чтобы происходящее смотрелось добро и смешно, а не пошло и в плохом смысле нелепо.
Тем более такая простая история помогает сбалансировать другие, более тяжелые линии, где есть темы смерти и неразделенной любви. Нельзя назвать «Реальную любовь» реалистичной, несмотря на в большинстве своём приземленный подход к большинству историй, но такой цели и не стоит. Куда важнее реальность эмоций, благодаря которой ты понимаешь переживания каждого из огромного числа персонажей, действие ни одного из них не вызывает вопросов. Это огромная заслуга, которой я как автор безумно завидую.
Этот фильм легко мог стать сборником чисто романтических историй, где парни влюбляются, потом происходит проблема, но в конце они её превозмогают (тем более рождество же) и хэппи-енд. К этому максимально близок сюжет с премьер-министром (Хью Грант) и его ассистенткой (Мартина МакКачон), но и там хватает нюансов. Не все истории именно про гетеросексуальные романтические отношения и не все заканчиваются тем, что пара в конце вместе. Но при этом мы всегда видим чувства со стороны обоих героев, не сомневаясь в их искренности.
Может возникнуть двусмысленность, так что стоит уточнить — хоть тут планировался подсюжет и с гомосексуальными отношениями, но он был вырезан как лишний и излишне сгущавший краски, так как в них одна из партнерш умирала. Так же планировалось показать сценки из Африки, показывавшими, что любовь вообще повсюду. Намеки остались, постеры с локациями оттуда есть на рабочем месте, где работают герои сразу из двух историй: зажатая мышка Сара (Лора Линни), сохнущая по своему молчаливому со-работнику (Родриго Санторо), и их начальник Гарри (Алан Рикман), в своей крутости и тупоголовости вполне способный сойти за вашего батю.
Роль рождества в историях тоже варьируется. Если где-то праздник в конце декабря становится катализатором определенных событий, то в других можно вырезать упоминание праздника и происходящее всё ещё будет работать. Однако это не отнимает органичности связки всех сюжетов.
Если у меня и есть небольшие придирки, то они связаны с музыкой и ритмом ленты. Не с самими мелодиями — в плане композиций Крейг Армстронг проделал великолепную работу. Даже после немалого числа пересмотров и отдельного прослушивания, из-за отсутствия альтернативы, неофициального саундтрека, я всё ещё могу пищать от удовольствия, услышав знакомые ноты.
Так как тут почти нет привязок мелодий к отдельным историям, то они куда чаще подчеркивают определённый паттерн. Представьте: вы смотрите нарезку сюжетов, где происходят разные события, но в плане бита истории у них одинаковая функция. И везде одна и та же музыка. Это начинает немного надоедать, хочется хотя бы большей вариативности в исполнении для каждого случая. Но с какого, пятого просмотра? Плюс в большинстве своем песни подобраны и хорошо, но в паре мест кажется, что ими немного злоупотребляют и действие начинает казаться немного пресным и клишированным.
В остальном это неприлично хорошее кино. Мне этот текст дается не так уж просто — но не потому что нечего сказать, а наоборот, хочется распылиться и рассказать вообще о всём. Но я не вижу в этом смысла, потому что если вы вдруг не смотрели «Реальную любовь», то и не стоит слишком много рассказывать.
Я смотрел этот фильм в самых разных возрастах. В первый раз ещё в раннем подростковом, когда мысль «девчонки противные» ещё не оставила меня в покое. До сих пор поражаюсь, почему фильм тогда зашёл. Вероятно, я до этого не видел настолько честную романтическую комедию, да и прелести вроде легкой обнаженки и ругательств тоже подкупали. В оригинале причём матюкаются не слишком редко — и это один из редких случаев, когда я рад цензуре в дубляже. Ведь иначе вряд ли маме кино так же бы понравилось, как в нашем варианте.
В один из последних разов, лет этак три-четыре назад, я после просмотра впал во что-то вроде депрессии от осознания, что у меня-то никакого романтического интереса нет. А те, что были, никогда не оказывались взаимными. В итоге я позвонил маме чисто чтобы поговорить с кем-то, кого я люблю. Поэтому после того случая пересматривал его максимум раз. Было страшно вернуться в тот ступор. Сейчас я впервые посмотрел «Реальную любовь» в оригинале и удивился тому, насколько она оказалась смешнее, чем я помнил. На Википедии написано, что это трагикомедия — и хоть оба элемента сильны, но комедия, конечно, превалирует.
Под конец расскажу о любимой сцене. В ней 10-летняя Джоана (Оливия Олсон) выступает на школьном утреннике и поёт All I Want For Christmas Is You. За ней на барабанах играет её одноклассник и наш герой-любовник Сэм (Томас Сангстер). Под конец она, пропевая строчку из названия, показывает на него. А потом ещё на кого-то. И ещё на кого-то. Лицо Томаса в этот момент сложно назвать величайшей актерской игрой на свете, но его искренность одновременно и безумно смешит, и задевает за живое. Добивочка же сцены, когда появляются герои другой новеллы, и вовсе задает концовку на высочайшей ноте.
«Реальная любовь» настолько потрясающая, что её хочется назвать близкой к идеалу. В своих целях она добивается ровно того, чего нужно. Отчего я даже на последнем пересмотре и смеялся, и хватался за рот, и пищал, и танцевал, и делал прочие непроизвольные телодвижения, подразумевавшие радость от просмотра. Жалею только о том, что за эти годы я не так уж часто её смотрел. Авось до Нового года ещё раз успею, в этот раз с девушкой.
10 из 10