По-хорошему я должен был быть максимально скептичен к «Доводу». Кристофер Нолан, которого я когда-то считал любимым режиссёром, до него умудрился сделать три фильма подряд, что мне не понравились. Но обстоятельства в лице сами-знаете-какой пандемии сильно изменило восприятие.
Вполне возможно, что релиз «Довода» в конце лета-начале осени 2020 года убил немало своих зрителей. Можно предположить, что из-за стремления «спасти кинотеатры» Нолан виновен в смерти большего количества человек, чем любой другой кинематографист вне поля пропаганды в истории. Или нет. Это, конечно, чистой воды спекуляция. В любом случае, лично я скорее благодарен режиссёру за такую упертость.
В конце марта кинотеатры Кемерово закрылись и уже летом началась ощущаться ломка по опыту просмотра кино в больших (да и маленьких тоже) залах. С осенью начались дополнительные заморочки — новая попытка стать студентом мгновенно перегрузила, продолжительные романтические отношения трещали по швам всё сильнее. А «Довод» уже идёт где может и не совсем ясно, успеет ли он до нас.
Но вот, 13 октября 2020 года, кинотеатры Кемерово снова открываются. В тот же день я с другом пошёл на этот (даже слишком) шумный блокбастер. И он оказался чуть ли не идеален для того момента. Помпезный, эмоционально отстраненный, визуально и аудиально перегружающий: это именно то кино, что мне было нужно в тот момент.
Не то чтобы после что-то особо наладилось: ни жизнь, ни частота походов в кинотеатр. До конца года сходил всего два с половиной раза. Правда, проблема была скорее в скудном выборе, нежели из-за того, что к просмотру лент в кинотеатрах надо было привыкать или ещё что. Но всё равно: тем моментом передышки от хаоса как в мире вокруг, так и внутри конкретно моей жизни, что подарил первый просмотр «Довода», я буду дорожить до конца дней.
Недавно в одном разговоре с знакомой она назвала «красным флагом» в потенциальном парне то, что он фанат Нолана. Отчасти это можно понять: большинство его фильмов выверенное зрелище, за которыми эмоциональная подноготная не всегда очевидна. Если человек сосредотачивается в его картинах именно на заумных идеях и мощной картинке со звуком, игнорируя прочее, то с ним я бы тоже был поосторожнее. И вот «Довод» как будто именно для такого «краснофлагового» и снят. В какой-то степени Нолан сделал самопародию, возведя в абсолют свою блокбастерную холодность и расчётливость.
И то, что это именно абсолют, во многом для меня картину и спасает. Пытаться понять сюжет «Довода» — удовольствие для особо пытливых, при просмотре совсем не обязательное. Для получения удовольствия достаточно совсем мазков. Вот есть у нас главный герой (Джон Дэвид Вашингтон) — агент ЦРУ, проваливающий миссию в киевской опере, по ходу которой мы видим странную штуку, связанную с обратным течением времени у пули — инверсию времени. Но проваливается агент достаточно хорошо, чтобы его спасли и вовлекли в ещё более важную миссию. Она куда плотнее связана с инверсией, а на кону судьба всего мира.
Можно затеряться в деталях того, что герои сначала инвертируются, ближе к концу инвертируются обратно и в итоге начало и конец фильма происходят примерно в одно и то же время. Но в сухом остатке у нас есть герой, его харизматичный помощник, злодей, жена злодея, через которую герой с ним связывается и прочие вспомогательные персонажи. Хотя бы чисто драматургически, если не вдумываться в причинно-следственные связи слишком далеко, всё не чересчур сложно.
Врать не буду, под конец уже совсем терялся. Зачем тут две команды военных, чего именно они добиваются — не понимаю. Зато одна команда инвертированная, другая нет; всё время взрывы в обратной перемотке; здание восстанавливается и сразу после взрывается уже в другой точке. Выглядит и шумит оно абсолютно потрясающе. Ещё и красавца Аарона Тейлора-Джонсона в эту мешанину добавили. Потому что почему бы и нет.
В целом кастинг тут чертовски хорош. Тот самый харизматичный помощник Нил по полной пользуется обаятельностью Роберта Паттинсона, злодей в лице олигарха Андрея Сатора хоть и сыгран британцем Кеннетом Браной, но русский акцент у актера великолепный. Может, вспышки гнева у него какие-то специфические. Но это легко списать на особенности героя, нежели фальшь.
На втором плане помощники очень радуют: у Сатора это Юрий Колокольников, а у главных героев — Химешь Патель. У обоих задача в первую очередь эффектно выглядеть. И они с ней очень даже справляются. На одну сцену в начале заглянули старые знакомые Нолана — это и Майкл Кейн, и Джереми Теобалд, главный актер полнометражного дебюта режиссера «Преследование».
Разве что есть вопросики к Джону Дэвиду Вашингтону. Могу только предположить, что дубовость части его реплик намеренная: он как бы и должен быть в моменте героем поневоле, показывающим уверенность скорее чисто внешне. Но всё равно диссонанс остается. Как будто ему действительно не хватает актерского мастерства и он тонет на фоне более профессиональных коллег. Зато в плане физического исполнения никаких претензий. Тут это всё же важнее. Плюс, в крайнем случае, спасает дубляж.
К порой и так (в хорошем смысле) перегружающей картинке и звуку как нельзя кстати поддакивает музыка. Так как Ханс Циммер ушёл работать над «Дюной», тут у Нолана новый композитор — Людвиг Горанссон. И он, прямо скажем, дал жару. Композитор задумал мелодии, что звучали бы одинаково и в обратной перемотке, тем самым продолжая палиндромные приколы во всех аспектах ленты. Да и при отдельном прослушивании они звучат так уникально, что в перемешанном плейлисте всегда узнаешь эти мелодии и получаешь чистое удовольствие от одновременно хаотичного и гармоничного звучания.
Ещё интересная ситуация с песней на титрах. Это всё ещё единственный фильм Нолана, где такая вообще есть. И не лишь бы от кого, а от Трэвиса Скотта (сам не в курсе, но говорят, что он жутко популярный). Причем режиссеру и композитору так понравилась песня, что они использовали вокал Скотта оттуда в теме главного героя уже для основного саундтрека.
«Довод» — один сплошной триггер для восприятия, будь то речь о мощнейшем аудиовизуальном опыте или сценарии, в перипетиях которого черт ногу сломит. Его главное преимущество как раз в том, что вы сами выбираете, сколько хотите от него взять. Можно расслабиться и следить за приколами на экране, особо не задумываясь. А можно заняться сюжетной головоломкой всерьез и надолго. Главное знать меру и получать удовольствие.
8 из 10