В выпуске про «Акиру» я уже говорил про свои попытки увлечься аниме. С тех пор прошло почти пять лет и миссия, считай, выполнена. Но обо всём по порядку.
Начиная с «Евангелиона», я изредка смотрел какие-нибудь аниме-сериалы. Но в целом всё же довольно редко. Другие увлечения постоянно были в приоритете, будь то комиксы, стенд-ап или ещё что. Немного расшевелить в этом плане помогла бывшая девушка — с ней мы смотрели классику вроде «Монстра» с «Хост-клубом Оранской школы» и хайп «Атаки Титанов» с «Этот глупый свин не понимает мечту девочки-зайки». Позже, в 2020-ом, меня зацепил трейлер «Девушки на час» и так начал подсаживаться на просмотр аниме в момент эфира.
В итоге пришел к тому, что сейчас смотрю 6 онгоингов. Уж больно мне нравится формат еженедельного просмотра, особенно с помощью одного очень удобного в этом плане англоязычного трекера. Расписание относительно плотное: в полночь между субботой и воскресеньем выходит «Моя любовь 999 уровня к Ямаде», а через час — «Опасность в моем сердце». В 20:30 же выходит лекарство от уныния под названием «Пустоголовый переведённый ученик». В 23:00 понедельника появляется новая серия «Бессонницы после школы», а в 22:30 вторника одновременно доступны «Долой безделье!» и «Кубо-сан не позволяет мне стать невидимым». Все шоу разнятся от неплохих до отличных, очень доволен.
Но всего бы этого не было, если бы не одно конкретное шоу. О его существовании я узнал через видео ютубера RebelTaxi о топ-10 извращенцах в анимации. Воспоминания смутные, но таймлайн сходится: 11 августа 2015 года выходит ролик, а уже 19 числа того же месяца я ставлю себе на аватарку ВКонтакте скриншот с главной героиней из первой серии «Не моя вина, что я не популярна!» (или, как обычно шоу называют фанаты в сокращении от оригинального названия, WataMote). И да, именно с этого дня с разнящейся периодичностью моё мнение можно не учитывать.
При том, что репрезентация аниме в видео приличная, Томоко Куроки — единственный персонаж женского пола из списка. Не помню, насколько меня заинтересовало описание, но как минимум дизайн главной героини сразу же привлёк. Так что посмотрел все 12 серий плюс вышедший годом позже спецвыпуск и что-то во мне окончательно щелкнуло.
В целом показать замкнутого школьника с проблемами с социализацией — легкий способ завладеть моим вниманием, простор для эмпатии серьезный. Но в том, как через призму максимальной повседневности и экстремально экспрессивном показе хода мыслей главной героини ведётся повествование, было нечто уникальное и особенное. Такого подхода (по крайней мере, его удачной версии) нигде, кроме аниме, не видел. Можно долго объяснять, почему японская мультипликация стала таким феноменом, но в тот момент я прочувствовал это собственной шкурой. Ни в каком другом аудиовизуальном медиа «Не моя вина, что я не популярна!» не могла бы существовать.
Тогда я ещё не знал, что для таких сериалов, основанных на манге, останавливаться на полуслове в порядке вещей. Экранизируешь глав сколько влезет и, если повезет, получишь ещё сезон через год, два или даже девять лет. Но, скорей всего, как и в случае с WataMote, не повезёт. Хочешь продолжения — обращайся к первоисточнику. Так и сделал.
Поначалу я следил за мангой через фанатские переводы и дошёл до самых свежих глав в районе лета 2016-го года. За это время история сделала приличный прогресс. Томоко обзавелась друзьями, с которыми хоть и бодается по причине собственной тупости, но те принимают её такой, какая она есть. А она стала куда меньше загонятся по одиночеству и продолжает радовать своей, кхм, непосредственностью в других сферах. Всё это читается куда свежее и интереснее, чем первые тома. Стоит ли пробираться через начальные главы, чтобы дойти до более интересных частей? Честно говоря, не особо. Но если уж взялись, то вознаграждение выходит достойное.
Потом забыл, где остановился, и после этого уже не возвращался к манге. Разве что воспользовался купоном на бесплатную доставку через посредника и купил первый том манги с американского Amazon. Периодически его перечитывал или просто пролистывал как одну из главных диковинок своей библиотеки. Изначально думал, что перед пересмотром сериала снова прочесть его и хватит. Но на тот момент у меня уже была очень удобная электронная книжка и я знал, где можно добыть книжки на английском. Так в итоге прочел ещё тома с 2 по 20, последний из официально вышедших.
Самым сильным впечатлением за это прочтение стало то, как хорошо у дуэта автора и художника под единым псевдонимом Нико Танигава удаются персонажи подруг Куроки. Будь то икона хладнокровия Юри Тамора, гопница-милашка Масаки Ёсида или человеческое воплощение понятия заботы Аска Като. Когда тема одиночества Куроки исчерпала себя, авторы умело интегрировали новых персонажей, тем самым дав интересный рост и главной героине.
Увы, все эти герои появляются сильно позже, в аниме на них и намёка нет. Даже то, что закрытая виабушница Хина Немото была аж в 8 эпизодах сериала, я узнал из IMDb. В шоу ей отвели роль фонового героя, неотличимого от остальных одноклассников главной героини. В этом плане возвращаться к сериалу было страшновато — насколько будет интересно снова следить только лишь за Томоко?
Первая серия и правда показалась скучноватой. Но это ладно, всё же и правда надо обозначить базу для всего шоу. Зато чем дальше, тем отчетливей замечал, что ребята из студии Silver Link подошли к делу экранизации очень даже с креативом. Они берут сюжеты, элементы и нарративы из манги и перестраивают их на свой вкус, заодно вполне удачно добавляя своего.
Если какая-нибудь «У Коми проблемы с общением» методично экранизирует каждую главу первоисточника по порядку, то тут могут перемешать события местами, проигнорировав отдельные истории. Появился больший акцент на фантазиях главной героини и её, условно говоря, противостоянии с младшим братом Томоки. Это вполне работает как в повествовательном плане, так и придает аниме индивидуальность и на фоне манги. До кучи докинут и отсылок на какую-нибудь «Навсикаю из долины ветров» просто потому что могут.
Бюджета у ребят явно было не слишком много, отчего они порой прибегают к ухищрениям вроде использования гнущихся иероглифов вместо нормальной анимации. Не то чтобы такие трюки срабатывают каждый раз, но, например, резкие переходы цвета в ночном небе от света луны вполне прокатывают за стилизацию. Вот бы ещё дизайны персонажей вне семьи Куроки не оказались такими бледными и было бы вообще здорово. В этом плане оригинал, хоть тоже не может похвастаться особой проработанностью, заметно выигрывает.
Из 12 серий выстраивается относительно цельный нарратив истории о безумно замкнутой и асоциальной старшекласснице, в итоге, хоть и немного, примиряющейся со своей натурой. Основной для этих перемен становятся стыдные ситуации, которые она сама себе и устраивает. Гиперболизация очевидна, но в своей основе это очень хорошо иллюстрирует сам процесс жития подростка. Все мы, хоть и в разной степени, проходили через разную стыдную фигню в этом возрасте, оно необходимая часть взросления. И «Не моя вина, что я не популярна!» как мало что ещё помогает её отрефлексировать.
Вышедший годом после основного сериала спецэпизод немного выбивается из общей канвы, оказываясь скорее приятным пустячком. Его начало, по сути, одно большое извинение аниматоров за то, что второго сезона не будет, завернутое в до неприличного толстый оммаж на «Евангелион». Потом идет история, работающая скорее как пример показа событий с разных точек зрения, нежели интересная сама по себе. Так что если осилили сериал и не уверены, хотите ли добивать эту OVA, можете спокойно пропускать.
Да и вообще, едва ли именно аниме-сериалу «Не моя вина, что я не популярна!» так уж нужно продолжение. Если бы они продолжили теми же темпами, то до самых интересных моментов манги пришлось бы ждать слишком долго. А так и относительно самостоятельную штуку сделали, и реклама первоисточника вышла вполне хорошая. По большому счёту все в выигрыше.
8 из 10