Недавно я упоминал о страхе сделать посредственный текст о любимом фильме. Существует он прежде всего потому, что подобное уже происходило. После судьбоносного похода на «Землю будущего», вдохновившего написать о новинке для любительского киножурнала, я впервые с 2011-го начал вырабатывать какую-то регулярность в создании подобных материалов.

Далеко не все тексты были так уж плохи. Например, рецензии на «Наруто: Последний фильм» и «Губку Боба в 3D» и сейчас могу перечитывать без слишком сильного стыда. Они, как и остальные работы того времени, слишком короткие, ибо мне в принципе было трудно выдавить длинный текст. Но сколь-нибудь да передают те мысли и эмоции, которые хотелось в них вложить.

А вот зачем я полез писать про «Головоломку» — не уверен. Полагаю, на тот момент не осознавал, что беру кусок, который не смогу откусить. Любимая студия, любимый режиссер — очевидно, что такой материал требует большего мастерства, чем, например, текст о ленте аниме-франшизы, весь смысл которого как раз и был в слабом знакомстве с первоисточником.

Обладаю ли я необходимым скиллом сейчас? Это вечный вопрос, который будет ещё долго мучить. По крайней мере, пару сотен подобных текстов уже написал, включая материалы о всех 14 полнометражках Pixar, вышедших до «Головоломки». Отступать некуда.

Идея фильма пришла Питу Доктеру при наблюдении за дочерью. В младшем подростковом возрасте её поведение сильно изменилось. Помимо прочего из-за этого он стал рефлексировать, вспоминая, как сам в детстве переживал переезд в Данию. Затем углубился в общие размышления насчет того, что происходит у людей в головах. Идея кульминации пришла режиссеру посреди леса и он даже записал откровение на камеру. Вы можете его посмотреть в дополнительных материалах домашнего релиза ленты. Кресло постановщика Пит поделил с Ронни дель Карменом, до этого работавшего аниматором над «Вверх».

Важным фактором в изменениях фильма в его нынешнюю форму стало приглашение Эми Полер («Парки и зоны отдыха») на главную роль, эмоции Радость. В итоге её, как и озвучивавшего Страх Билла Хэйдера («SuperПерцы», «Барри»), заодно указали в титрах в качестве дополнительных авторов диалогов.

11-летняя Райли переезжает со своими родителями из Миннесоты в Сан-Франциско. Смена обстановки сильно действует на девочку, за чем мы наблюдаем преимущественно через пятерых персонажей, играющих роль её эмоций. Всем заправляет Радость, а Страх, Брезгливость (Минди Калинг, «Офис») и Гнев (комедиант Льюис Блэк) спокойно пребывают в своих нишах.

Однако появившаяся второй эмоция Печаль (Филлис Смит, тоже «Офис», но авторы заприметили её в «Очень плохой училке») оказывается не у дел. Радость не знает, что с ней делать. Но в момент кризиса лидер и аутсайдер оказываются вдали от своего места и им вместе предстоит целое приключение. Да, дуэт с трудностями в нахождении общего языка оказывается в неожиданных обстоятельствах, как и в любом другом фильме Пита Доктера.

Все сцены с Райли можно вырезать и смонтировать из них отдельную короткометражку, что кто-то в интернете, разумеется, уже сделал. Но основной сок, конечно, в путешествии Радости и Печали. Тут действует то, что я назвал «правилом «Лего. Фильма«»: основная история является интерпретацией рассказчиков, нежели полноценным отображением происходящего. Хотя подобное можно было увидеть и раньше, хоть в начале «Истории игрушек 3». Но это наиболее яркий пример.

Когда среди претензий к ленте я слышу, что из-за эмоций сама Райли оказывается уж слишком безвольной, то недоумеваю. Ведь все эти эмоции — это она и есть. Девочка и протагонист, и антагонист, на ней абсолютное большинство действий фильма. При последнем просмотре я обратил особенное внимание на диалоги эмоций. Вне контекста они (особенно у Страха, Брезгливости и Гнева) звучат как минимум неловко из-за того, что взрослые дяди и тети произносят настолько инфантильные вещи. Да, они говорят о Райли в третьем лице, но, например, о маме и папе — в первом.

У каждого героя-эмоции есть двойственность в показе. В плане эмоции из своего имени они имеют собственную идентификацию, но в вопросе всех остальных именно что сами являются Райли в её отдельных проявлениях. Схему немного рушат некоторые шутки, но не то чтобы это сколь-нибудь мешало восприятию. Точно так же, как и совершенно не важно, что у Райли эмоции разного пола, а у остальных людей лишь одного. Для рассказа столь абстрактного сюжета подобные послабления куда больше помогают просмотру, нежели мешают.

При простоте истории Райли вне её головы и классического концепта путешествия Радости и Печали комплексность всего остального поражает. Мир внутри девочки безумно красивый и продуманный, каждая деталь помогает фильму и шуткой, и сюжетно. В плане рассмотрения того, как всё работает, как раз подходит слово из русского названия: это крайне изобретательно собранная головоломка. В ней по-разному, но всегда оправданно рушатся нужные части, а секундная комедийная зарисовка позже оказывается крайне важным для истории элементом.

Во всех аспектах «Головоломка» предлагает первоклассный опыт. Тут и анимация, в которой главные персонажи своими моделями ни на что не похожи (чего стоят одни точки света, ненадолго остающиеся после движений Радости). И превосходные актеры озвучания, где среди прочих часто играющий довольно карикатурных героев Ричард Кайнд («Клиника», «Серьезный человек») в крайне наивном герое, воображаемом друге Бинго-Бонго, выдаёт невероятное мастерство. И музыка Майкла Джаккино, способная вызвать чувство ностальгии по детству сама по себе, без каких-либо отсылок к знакомым мелодиям.

В фильме есть два момента, когда хочется плакать. Первый, как ни странно, связан именно с Бинго-Бонго, а второй уже полноценная кульминация. И хотя я ронял пары слезинок больше на втором, но первый впечатляет сильнее. Он вызывает такое чувство, которое у меня в малые годы было от песни «Куда уходит детство». Мол, а что, детство когда-то уйдёт? Это особый вид грусти. Возможно, самый лучший. Ибо ничего светлее её просто нет. Это смирение перед реальностью, осознание ответственности за собственную жизнь в вопросе самого существования как такового.


«Головоломка» — абсолютно волшебная картина. Это творение как огромной анимационной студии с впечатляющими запасами таланта, рабочей силы и денег, так и одного безумного гения, которому не давал покоя вопрос того, что творится у людей в головах.

10 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *