Шрэк навсегда (2010) — Пересмотр! #130 — Перетрение

Во имя новогодней традиции я продолжил смотреть приключения зелёного огра и сейчас дошёл до «Шрэка навсегда». Казалось бы, последняя часть — но ведь ещё есть спин-офф «Кот в сапогах». Да и пятый фильм, судя по всему, когда-нибудь да выйдет. Так что точку на этой франшизе ставить не стоит даже в рамках чисто полнометражных фильмов.

В кино на него не ходил. Но это уже было время, когда я начал активно и самостоятельно выискивать фильмы для просмотра, так что четвертого «Шрэка» наверстал вскоре после того, как он стал доступен в высоком качестве. От того просмотра запомнился момент в финале — ощущение катарсиса, яркий визуал с меняющимся фоном и музыка Гарри Грегсона-Уильямса впечатлили меня сильнее, чем что-либо из историй о Шрэке до тех пор.

Так что общие впечатления были положительными, но они подкреплялись памятью об всего одной сцене. Из-за этого появляются сомнения в том, насколько хорошо фильм выдержит повторный просмотр. Тем более что до сих пор я его не пересматривал. Может, какие-то кусочки по телевизору и видел, но я даже «Шрека Третьего» чаще видел, чего уж говорить о первых двух частях.

У Шрэка кризис среднего возраста. Звучит как шутка, но это правда основа сюжета. Огра достала рутина семейной жизни, навязчивые друзья и то, что теперь его не воспринимают как раньше, ибо для людей он стал очередным сказочным существом, а не монстром. Уже постфактум я начал осознавать, что меня в Шрэке как персонаже привлекает его явная интровертность — в идее хотя бы денек побыть угрозой как раньше прерогативную роль играет именно желание покоя и уединения, а не ностальгия. Во второй и третьей части эту его черту показывали куда меньше. Потому не удивительно, что это открытие я сделал для себя только сейчас.

Начинается фильм с флэшбека, где король и королева отправляются к Румпельштильцхену (Уолт Дорн), дабы освободить свою дочь из башни. Уже тут видно, как старые дизайны не стыкуются с более продвинутыми технологиями анимации, отчего в паре мест диссонанса от визуального ряда не избежать. К счастью, эта проблема мизерна. Сначала я испугался, что фильм выглядит куда хуже, чем я помнил, но на самом деле самый неудачный момент в плане визуального ряда как раз оказался в самом начале.

Флэшбек заканчивается тем, что королевская чета узнает о спасении дочери и контракт с Румпельштильцхеном разрывается. Движимый местью, последний подкарауливает Шрэка в удачный момент годы спустя и предлагает контракт, который даст ему отдохнуть от пугающей рутины. Подвох же оказывается в том, что договор создаёт альтернативную вселенную, в которой Шрэк никогда не существовал. И у главного героя есть всего сутки, чтобы вернуть все как было.

Первые части «Шрэка» были преимущественно комедиями, но в четвертом фильме первоочередным жанром становится приключение. Тут есть шутки (меня особенно повеселило включение Beastie Boys), но их стало гораздо меньше и процент удачных по отношению к стреляющим в молоко не слишком радует. У «Шрека Третьего» была схожая проблема, но там выправляло ситуацию общее количество шуток — их было даже слишком много, отчего и удачных тоже хватало.

Здесь же спасает смещение акцентов. Но к этому для начала надо ещё привыкнуть. Завязка, то есть все до попадания в параллельную вселенную, отнимает добрые двадцать с лишним минут, что прилично для такого относительно короткого фильма. В середине ты начинаешь скучать. Да, увидеть новые версии знакомых героев интересно, как и разнообразие откуда-то взявшихся огров (причем одного из них озвучивает Джон Хэмм — потому что почему бы и нет). Но на одном этом фильм не вывезешь.

К счастью, к концу второго акта сюжет набирает обороты и смотреть становится интереснее. В переломный момент появляется что-то похожее на ужасный троп «разоблачение лжеца», но тут он почти что кинут мимоходом, не является виной главного героя и действительно помогает сюжету. В этот момент лента полностью вернула моё доверие.

Третий акт абсолютно прекрасен. Все сюжетные ходы грамотно расставлены, на паре моментов я удивился изобретательности авторов. Экшн-сцены прекрасно поставлены, а сохранившаяся в памяти кульминация ни на грамм не разочаровала. Затянутость середины заставила меня сомневаться в первоначальной оценке фильма, но последняя треть полностью спасает происходящее.

А ещё этот фильм можно спокойно смотреть в дубляже. Я уже говорил о том, как мастерски Алексей Колган справляется с главной ролью, отчего местами воспринимать Майка Майерса в оригинале становится сложнее, но и остальные не хуже. Я не понимаю, почему местного злодея озвучивает аниматор DreamWorks, на его месте какая-нибудь знаменитость звучала бы лучше. Илья Бледный же в дубляже даёт герою куда более интересные интонации и в целом справляется заметно лучше, отчего и отношение к герою меняется на более положительное.

И здесь, и в предыдущих частях Всеволод Кузнецов не уступает Антонио Бандерасу в роли Кота в Сапогах, а Вадим Андреев как Осёл для меня всегда звучал забавнее, чем Эдди Мёрфи. Раньше преградой для полноценного наслаждения фильмом в дубляже были запоротые шутки, но в «Шрэке Навсегда» в этом плане и запарывать особо нечего.

«Шрэк навсегда» — вполне удачная якобы завершающая глава об огре-интроверте. У фильма есть проблемы с темпом и некоторая смена жанра сначала воспринимается в штыки, но грамотное возвращение к идеям оригинала и сильный третий акт делает этот фильм лучше «Шрэка Третьего» и — хоть и на чуть-чуть — оригинала, уступая только второй части.

8 из 10