Шрэк Третий (2007) — Пересмотр! #110 — Перетрение

Вновь наступили новогодние каникулы, время марафонов мультфильмов по телевидению. Глянув немного трилогии о Кунг-фу Панде по СТС, я воодушевился и занялся тем же, чем и предыдущие два раза в это время года, когда писал «Пересмотр!» — посмотрел очередного «Шрека». По идее, меня ждала худшая часть франшизы, но особо страшно не было. По воспоминаниям «Шрэк Третий» был далеко не так уж плох.

Полностью я его посмотрел всего однажды — с помощью крайне привычного по тем временам пиратского DVD с записью из зала. Вероятно, на тот момент качественной домашней версии ещё не было. Или пираты поленились её обновить, выпуская очередной сборник «10 в 1», не угадаешь. Отрывками что-то позже попадалось, но едва ли я задерживал своё внимание на них дольше пяти минут.

Conrad Vernon in Shrek the Third (2007)

В целом я помню фильм даже слишком хорошо, и меня это ставит в тупик. Первого «Шрека» я видел чаще, но при этом помню хуже. По ходу просмотра я постоянно вспоминал события, как будто мне друг снова рассказывает какую-то байку, но я его не останавливаю, чтобы не обидеть. Для меня открытием стал разве что Мерлин в исполнении одного из монтипайтоновцев Эрика Айдла, оказавшегося довольно приятной и нетипичной интерпретацией персонажа. Ещё приятным сюрпризом оказались пара камео: Ланселота озвучил Джон Красински («Офис», «Тихое место»), а Белоснежку — Эми Полер («Парки и зоны отдыха», «Головоломка»). Но это не считается, так как в оригинале я глядел впервые, да и при предыдущем просмотре этих людей не знал.

Больше всего меня удивили две вещи: какое у фильма странное чувство юмора и насколько меньше меня стали беспокоить его недостатки. С первым всё просто. Режиссёрами стали пара повышенных в должности аниматора, Крис Миллер и Роман Хуэй (лучше не читайте его фамилию на латинице в общественных местах). Видимо, их кредо в тайминге заключается в подборе любой шутки, лишь бы время забивала. Юмор постоянно скачет и в качестве, и в возрасте аудитории, на которую она рассчитана. Баланса нет и в помине. Спасает лишь, что больше половины шуток действительно как минимум забавные, какими бы странными и внеконтекстными они не были.

А вот со вторым вышла интересная ситуация. Есть такое распространенное клише под названием The liar revealed (то есть «разоблачение лжеца»). Этим страдает огромное количество фильмов и сериалов, особенно детских. Из фильмов, на которые я написал «Пересмотр!», такое было как минимум в «Приключениях Флика» и «Подводной братве». Обычно для меня это самый раздражающий момент во всей картине. И неважно, насколько плохим или хорошим я его сочту в итоге. Например, «Ранго» — очень хороший мультфильм, но и там момент, когда все узнают, что главный герой лжец и ему перестают доверять в самый неподходящий момент, неимоверно раздражает.

При первом просмотре этот твист меня напряг настолько, что я боялся снова браться за «Шрэка Третьего». Однако теперь меня он почти не беспокоил. В том числе потому, что коснулось это только далекого наследника на трон Артура (Джастин Тимберлейк), оказавшегося настолько бестолковым и вызывающим лишь безразличие героем, что его абсолютно не жалко. Плюс проблемы с ним из-за твиста продлились недолго и были приправлены неплохими гэгами, так что особой неприязни сам поворот вызвать не успел.

Shrek the Third (2007)

Худшая часть фильма — это вечеринка принцесс по поводу будущего ребенка Фионы (Кэмерон Диаз) и последующие их приключения во время атаки множества злодеев из разных сказок на Тридевятое Королевство. Все принцессы кроме Фионы выглядят бледно и максимально бесполезны. Ладно бы от них было больше одной удачной шутки, но нет. Если вырезать все их сцены, то картина только выиграет.

Однако две остальные ветви — путешествие Шрека (Майк Майерс) с друзьями в поисках наследника трона и попытки принца Чарминга (Руперт Эверетт) отомстить огру за события прошлой части — заметно выигрывают на фоне вышеописанных сцен. Мотивация обоих героев вполне ясна и за ними интересно следить. У фильма нет толкового сюжета и избавиться от ощущения, что авторы писали лишь бы было чем хронометраж заполнить, не получиться. Спасают от чувства безнадеги в первую очередь именно эти два красавца. Тот, кто изначально должен был быть злодеем, оказывается героем и наоборот. Есть в этом нечто поэтичное.

Rupert Everett in Shrek the Third (2007)

Благодаря различным приятным мелочам в обыгрывании сказок с поп-культурой и далеко не самой плохой проработкой уже знакомых героев «Шрэк Третий» оказывается приятным пустячком. Если смотреть все фильмы о Шреке и пропустить третью часть, ничего страшного не произойдёт. Но отчасти именно такая непритязательность спасает ленту от лишних упреков, делая её хоть и бестолковым, но далеко не худшим сиквелом в истории. И то, что это — худшая часть франшизы, скорее говорит о том, насколько в целом серия фильмов о зелёном огре вышла удачной.

7 из 10