Зомби по имени Шон (2004) — Пересмотр! #91 — Перетрение

Обычно в этом месте я жалуюсь на русскую адаптацию названия. Но, по правде говоря, это не такой уж плохой вариант. Вероятно, ближе к Shaun of the dead будет какой-нибудь «Шон живых мертвецов», но и так нормально.

Хватит глубоко копать, отыскивая доступное только на кассетах или нишевые сериалы. Пора поговорить о том, из-за чего Эдгар Райт с Саймоном Пеггом и Ником Фростом стали известны и обожаемы в киноманских кругах. Во время моего первого просмотра «Зомби по имени Шон» «Трилогия трёх вкусов Cornetto» ещё не была завершена. Она и её духовное продолжение «Типа крутые легавые» мне тогда казались этаким апогеем любви к кино. Вкусив их, ты получишь полное право называть себя киноманом. Да я и сейчас так думаю.

Отчасти причиной такой широкой популярности в узких кругах киноленты можно назвать то, что «Зомби по имени Шон», как и последующие два фильма в формальной трилогии, не пародия на свой жанр, как могло показаться на первый взгляд. Это комедия, в ней высмеиваются определенные штампы, но она вполне работает и как фильм ужасов. Вплоть до того, что здешние герои тоже любят поделать опасных глупостей, пусть потом они их признают таковыми. Правда, по большей части это касается второй половины. Из-за этого моя подруга-любительница хорроров так и не досмотрела «Шона», сказав, что там сплошь «тупой американский юмор». Как вы понимаете, с тех пор я уже лет 5 как толком с ней и не общаюсь.

Шон (Саймон Пегг, выступивший автором сценария вместе с Райтом) – близкий к 30 годам раздолбай. Он работает тем самым «вам что-нибудь подсказать?» в магазине электроники, водит свою девушку Лизу (Кейт Эшвилд) исключительно в паб и большую часть времени прожигает вместе с другом детства Эдом (Ник Фрост), на фоне которого сам кажется вполне полезным членом общества. Подобная стагнация любовь его жизни не устраивает. Но впоследствии выходит, что их разрыв совпадает по времени с распространением зомби-вируса в Лондоне. В итоге вопрос не в том, будут ли они вместе, а в том, выживут ли они.

Лучшие представители жанра боевиков, от «Крепкого орешка» до «Штурма Белого дома», любят делать долгий разгон, прежде чем порадовать нас сценами действия. Здесь ситуация схожая: нас знакомят с повседневной жизнью Шона, его окружением, нынешним положением дел, приправляя действие динамичным монтажом, крепким юмором (особенно визуальным – вымирающее искусство для неанимационных лент нашего времени) и затравками.

Ох, затравок тут море, в них купаться можно. Дело не ограничивается каким-нибудь «ты труп», сказанное как обычное ругательство. Тут есть конкретное предсказание одного героя другому, в каком месте тот окажется в последней сцене фильма. Ворчливый сосед Шона Пит (Питер Серафинович) в тот момент высказывался, конечно, исключительно образно. При первом просмотре сию деталь заметить едва ли возможно. Я вот её только сейчас приметил – а это уже мой, если прикинуть, четвертый или пятый просмотр.

Simon Pegg and Peter Serafinowicz in Shaun of the Dead (2004)

Если за что «Зомби по имени Шон» можно поругать, так за излишнее количество затравок. Райт постепенно погружает нас в предстоящую катастрофу всевозможными деталями: от репортажей на фоне до странно ведущих себя статистов, что вызывает только восхищение. Но на словах выходит слишком явно. Аналогия жизни Шона (да и большинства людей в целом) как уже изначально настолько рутинной, что не сильно отличается от бытия зомби, сама по себе хороша, но авторы перегибают с ней палку. Хотя и не сильно.

В остальном для картины, в успех которой не верили даже люди, над ней работавшие – один из членов съемочной группы так и сказал юному Райту, не признав в нём режиссера – вышло поразительно здорово. По съемкам и не скажешь, что для Эдгара это был первый полноценный полнометражный проект. В начале у цветов немного завышена яркость, в конце пленка становится более зернистой – такие мелочи, едва ли заметные при просмотре на DVD, уже говорят о том, что постановщик знает, что делает. Даже самые незначительные детали помогают раскрытию истории, отчего оммаж классическим зомби-хоррорам Джорджа Ромеро и романтическим комедиям Ричарда Кёртиса заодно приобретает индивидуальность. Видно, что из небольшого бюджета был выжат максимум.

Michael Smiley in Shaun of the Dead (2004)

К вопросу о выжимании максимума – местный саундтрек просто прекрасен. Дело не только в двух лучших хитах Queen: каждая композиция превосходно подобрана, альбом с ними я слушал страшно сказать сколько раз. Песен так много, что от композиторов Дэна Мадфорда и Пита Вудхеда многого и не требовалось, но их оригинальная музыка вполне себе вписывается в происходящее. Сами Пегг и Райт были так благодарны супервайзеру по музыке Нику Энджелу, что назвали в честь него главного героя своей следующей картины.

Что ещё удивительно для фильма ужасов – актеры здесь один другого краше, нет ни одного халтурщика. Саймон Пегг и Ник Фрост показывают настолько превосходную динамику отношений, что становится совершенно понятно, почему они вместе снялись в ещё двух проектах Эдгара Райта, а отвергнутый им концепт сами довели до отдельной картины. Даже Стивен Спилберг впоследствии пригласил их сыграть дуэт.

Обидно, что Кэт Эшвилд почти ни в чём известном и не появилась, ибо на ней чуть ли не весь здравый смысл фильма держится. И она его, к своей гордости, вытягивает. Немного больше повезло сыгравшим её друзей – Люси Дэвис не так давно появилась в «Чудо-женщине», а Дилан Моран не в первый раз доказал, что он хоть и хороший стенд-ап комик, но актёр ещё лучше. Жаль, что он не выбрал игру в кино как свою основную стезю. Но здорово, что он её не забросил: достаточно вспомнить, например, «Голгофу».

Kate Ashfield, Lucy Davis, Nick Frost, Dylan Moran, Simon Pegg, and Penelope Wilton in Shaun of the Dead (2004)

Самый пугающий для меня момент фильмя связан с Филлипом, отчимом Шона. Биллу Найи досталась роль незначительная, но очень важная, отчего он в каждом своем появлении приковывает всё внимание. Судьба его героя незавидная, и эффект страха для меня увеличивает то, что он внешне похож на моего дедушку, умершего от рака легких. А такая смерть ничуть не менее страшна, чем превращение в зомби.

Как я уже говорил, мне не нравятся ужастики. Но я готов признать, когда они качественно сделаны. Я называю «Зомби по имени Шон» своим любимым фильмов ужасов не только потому, что это отменная комедия и грамотное обыгрывание штампов, но и потому что это достойный представитель жанра. Страшно тут не от внезапных пугалок, а за героев, обстоятельства к которым почти всегда не благодатны.

9 из 10