Бэтмен: Начало (2005) — Пересмотр! #75 — Перетрение

«Бэтмен: Начало» был первым фильмом Кристофера Нолана, что я посмотрел. Тогда, примерно в 2009-2010 годах, я ещё только осваивался в шкуре киномана. Хоть мне и довелось узнать о существовании режиссёра, главной причиной ознакомления с фильмом стало не его имя.

В те времена я мало что знал о двух свежих фильмах про Бэтмена. Разве что фигурки по «Темному рыцарю» были в моём «Несквике» плюс по нему же я прошёл игру на кнопочном телефоне. В какой-то момент стало понятно, что с уже разросшимся интересом к Человеку-Летучей Мыше нельзя не посмотреть эти картины.

Когда смотришь их подряд, сложно представить ситуацию, чтобы сиквел не затмил оригинал. Так и вышло – «Темный рыцарь» запомнился куда больше. Но это не значит, что предыдущая часть не впечатляет: у неё есть свои плюсы и особенности. Самое приятное тут то, что она работает в виде отличного самостоятельного фильма и её можно подавать в пример тому, как надо делать истории о зарождении супергероя.

Нужно понимать, что когда мы говорим о столь специфичном концепте, как человек, выходящий каждую ночь на борьбу с преступностью и использующий символ летучей мыши, необходимы особые допущения. Они могут идти от окружения и общей эстетики произведения, как это было в фильмах Бёртона, или от особых сюжетных поворотов, как это сделали Нолан с Дэвидом Гойером в своём сценарии.

Для созданного ими крайне близкого к реальности мира мало того, что юный Брюс Уэйн боится летучих мышей и его родителей застрелили на его глазах. Чтобы полностью оправдать метаморфозу в стражу Готэма, они сталкивают его с Лигой Теней – грубо говоря, древней организацией ниндзя-монахов. Их методы борьбы с преступностью для ищущего понимания преступных умов Уэйна кажутся слишком радикальным. Отчего он, впитав их знания, вынужден продолжить путь самостоятельно. Как бы глупо это после подобной краткой обрисовки не звучало, но после такого переодевание в летучую мышь кажется куда более оправданным.

Тем более что даже для ушей на шлеме костюма находится практическое применения. Вот ещё одна вещь, что особо цепляет: здесь есть обыгрывание любой сомнительной детали в образе, гаджетах и костюме Бэтмена. Причем ни одно из них не кажется вымученным или «лишь бы было» – всё работает на общую картину.

Если и есть допущения, то со стороны злодеев. О самой Лиге мы узнаем не так много, а определенные речи о древних достижениях и могуществе могут быть лишь бахвальством. Их финальный план тоже имеет некоторые допущения. Но, даже не говоря, что это по большей части мелочи и придирки, спасает положение и то, что противостояние героя и злодея – не центральная тема фильма.

Он прежде всего о становлении героя. Может показаться, что это лишь первая часть ленты, где обучение Уэйна в Лиге переплетается с флэшбеками из прошлого, а потом уже идет экскурс в появление Бэтмана и эпик в конце. Но по сути всё это и есть становление стража Готэма. Первый акт – о герое, второй – о символе, третий – о человеке, взявшем на себя ношу и героя, и символа.

Согласитесь, чтобы такое вытянуть, нужен мощный актер на главную роль. Кристиан Бэйл абсолютно убедителен во всех ипостасях своего персонажа. Пожалуй, тут он даже выдал лучшее исполнение во всей трилогии. Дело не в том, что дальше он халтурил – просто у него больше всего материала именно в первой части.

Антагонистом ему служит и он сам, и его родной город, и, считай, три с половиной злодея. Математика вышла странная и настораживающая, но стоит только разложить по полочкам – и всё тут же обретет смысл. На первом плане у нас глава Лиги Теней Рас Аль Гул (Кен Ватанабе) и его приспешник, ставший учителем Брюса Генри Дюкарт (Лиам Нисон). Но Лига не покажет себя в полной силе до третьего акта, так что на время мы остаёмся с Кармайном Фальконе (Том Уилкинсон), главой преступного мира Готэма. Связи этого человека оказываются куда сильнее его самого, и среди них есть доктор Джонатан Крэйн (Киллиан Мёрфи). Который, в свою очередь, уже напрямую связан с Лигой и их планом в конце картины. Пазл взаимоотношений несложный, но достаточно уникальный и очень интересный. А все исполнители ролей как на подбор превосходны.

В помощь Брюсу картина предлагает его подругу детства, любовный интерес и амбициозного адвоката Рэйчел Доуз. Самым слабым местом «Бэтмена: Начало», пожалуй, можно назвать игру Кэти Холмс в этой роли. Причем она не плохая – вовсе нет, вполне достойная – но недотягивающая до данного ей материала. У неё лучшие реплики всего фильма: фраза про то, что справедливость – путь к гармонии, а месть – лишь попытка облегчить свою боль, засела у меня в голове как мантра.

Christian Bale, Katie Holmes, and Jack Gleeson in Batman Begins (2005)

Но когда я вспоминаю её, то на ум приходят не кадры того, как она это говорит в машине, а совершенно другая сцена, где тоже есть разговор о мести. Происходит она в начале фильма, в холодном полумраке между героями Бэйла и Нисона. Там вывод совершенно иной, но эта сцена так великолепно снята, горный антураж столь хорош, а актеры настолько аутентичны, что я понимаю, откуда такая путаница вообще возникает.

К счастью, на стороне Бэтмена есть и другие герои, будь то дворецкий Альфред (Майкл Кейн), техник из компании Уэйна Люциус Фокс (Морган Фриман) и сотрудник полиции Джеймс Гордон (Гэри Олдман). Однако главную помощь в становлении моего любимого супергероя здесь оказал, не смотря на малое присутствие на экране, Томас Уэйн (Лайнас Роуч), его папа. Пожалуй, это один из лучших отцов, что мне вообще доводилось видеть на экране. Легко понять, как его понимание и самоотверженность перешли и сыну.

За исключением совсем мелких недочетов, которых рассыпано по хронометражу чуть больше, чем хотелось бы, «Бэтмен: Начало» – эталонная лента. Всё в ней продумано и работает. Под музыку Ханса Циммера и Джеймса Ньютона Хауарда (пожалуй, одно из лучших сотрудничеств кинокомпозиторов, что мне везло услышать) разрастается история одного человека, эффективная и как путь героя, и рождения надежды. В фильме – надежды в людей; в то, что один человек способен изменить мир к лучшему. В реальности – на то, что приземленная лента про одного из старейших супергероев в правильных руках может стать абсолютно завораживающим зрелищем. Особенно после, ну, сами знаете чего.

9 из 10