«Бэтмен: Начало» был моим первым фильмом Кристофера Нолана. Тогда, примерно в 2009-2010 годах, я ещё только осваивался в шкуре киномана. И причиной просмотра стало вовсе не имя режиссёра.
В те времена я мало что знал о двух свежих фильмах про Бэтмена. Разве что фигурки по «Темному рыцарю» были в «Несквике» плюс по нему же я прошёл игру на кнопочном телефоне. В какой-то момент стало понятно, что с разросшимся интересом к Человеку-Летучей Мыше уже нельзя не посмотреть картины.
Когда смотришь их подряд, сложно представить ситуацию, чтобы сиквел не затмил оригинал. Так и вышло – «Темный рыцарь» запомнился куда больше. Но это не значит, что предыдущая часть не впечатляет. Самое приятное, что сама по себе работает как отличный фильм и её можно подавать в пример того, как надо делать истории о зарождении супергероя.
Нужно понимать, что когда мы говорим о столь специфичном концепте, как человек, выходящий каждую ночь на борьбу с преступностью и использующий символ летучей мыши, необходимы особые допущения. Они могут идти от окружения и общей эстетики произведения, как было в фильмах Бёртона, или от особых сюжетных поворотов, как это сделали Нолан с Дэвидом Гойером в своём сценарии.
Для созданного ими крайне близкого к реальности мира мало того, что юный Брюс Уэйн боится летучих мышей и родителей застрелили на его глазах. Чтобы полностью оправдать метаморфозу в стража Готэма, они сталкивают его с Лигой Теней – грубо говоря, древней организацией ниндзя-монахов. Их методы борьбы с преступностью для ищущего понимания преступных умов Уэйна кажутся слишком радикальным. Отчего он, впитав знания, вынужден продолжить путь самостоятельно. Может, в определенных аспектах эта ситуация и немного глупая, но авторам удается подать её достаточно серьезно, чтобы в неё верилось, как и в последующие переодевания в летучую мышь.
Тем более что даже для ушей на шлеме костюма находится практическое объяснение. Вот ещё одна вещь, что особо цепляет: здесь есть обыгрывание любой сомнительной детали в образе, гаджетах и костюме Бэтмена. Причем ни одно из них не кажется вымученным или «лишь бы было». Всё работает на общую картину.
Если и есть допущения, то со стороны злодеев. О самой Лиге мы узнаем не так много, а определенные речи о их древних достижениях и могуществе могут быть лишь бахвальством. План организации тоже имеет некоторые допущения. Но, даже не говоря, что это по большей части мелочи и придирки, спасает положение и то, что противостояние героя и злодея – не центральная тема фильма.
Он прежде всего о становлении героя. Может показаться, что это лишь первая часть ленты, где обучение Уэйна в Лиге переплетается с флэшбеками из прошлого, а потом уже идет экскурс в появление Бэтмана и эпик в конце. Но по сути всё это и есть становление стража Готэма. Первый акт – о герое, второй – о символе, третий – о человеке, взявшем на себя ношу и героя, и символа.
Чтобы такое вытянуть, нужен мощный актер. Кристиан Бэйл абсолютно убедителен во всех ипостасях своего персонажа. Пожалуй, тут он даже выдал лучшее исполнение во всей трилогии. Дело не в том, что дальше актер халтурил: просто у него больше всего материала для работы именно в первой части.
Антагонистом Брюсу служит и он сам, и его родной город, и, считай, три с половиной злодея. Математика странная и настораживающая, но стоит только разложить по полочкам – и всё тут же обретет смысл. На первом плане у нас глава Лиги Теней Рас Аль Гул (Кен Ватанабе) и его приспешник, ставший учителем Уэйна Генри Дюкарт (Лиам Нисон). Но Лига не покажет себя в полной силе до третьего акта, так что на время мы остаёмся с Кармайном Фальконе (Том Уилкинсон), главой преступного мира Готэма. Связи этого человека оказываются куда сильнее его самого, и среди них есть доктор Джонатан Крэйн (Киллиан Мёрфи). Который, в свою очередь, уже напрямую связан с Лигой и их действиями в конце картины. Пазл взаимоотношений несложный, но достаточно уникальный и очень интересный. А все исполнители ролей превосходны.
В помощь Брюсу картина предлагает его подругу детства, любовный интерес и амбициозного адвоката Рэйчел Доуз. Самым слабым местом «Бэтмена: Начало», пожалуй, можно назвать игру Кэти Холмс в этой роли. Причем она не плохая – вовсе нет, вполне достойная – но недотягивающая до данного ей материала. У неё лучшие реплики: фраза про то, что справедливость – путь к гармонии, а месть – лишь попытка облегчить свою боль, засела у меня в голове как мантра.
Но когда я вспоминаю её, то на ум приходят не кадры того, когда это действительно говорилось, а совершенно другая сцена, где тоже есть разговор о мести. Происходит она в начале фильма, в холодном полумраке между героями Бэйла и Нисона. Там вывод совершенно иной. Но эта сцена так великолепно снята, горный антураж столь хорош, а актеры настолько аутентичны, что я понимаю, откуда возникла путаница.
На стороне Бэтмена есть и другие герои, будь то дворецкий Альфред (Майкл Кейн), техник из компании Уэйна Люциус Фокс (Морган Фриман) и сотрудник полиции Джеймс Гордон (Гэри Олдман). Однако главную помощь в становлении моего любимого супергероя здесь оказал, не смотря на малое присутствие на экране, Томас Уэйн (Лайнас Роуч), его папа. Пожалуй, это один из лучших отцов, что мне вообще доводилось видеть на экране. Легко понять, как его понимание и самоотверженность перешли и сыну.
За исключением совсем мелких недочетов, которых рассыпано по хронометражу чуть больше, чем хотелось бы, «Бэтмен: Начало» – эталонная лента. Всё в ней продумано и работает. Под музыку Ханса Циммера и Джеймса Ньютона Хауарда (пожалуй, одно из лучших сотрудничеств кинокомпозиторов, что мне везло услышать) разрастается история одного человека, эффективная как путь героя и рождения надежды. В фильме – надежды в людей; в то, что один человек способен изменить мир к лучшему. В реальности – на то, что приземленная лента про одного из старейших супергероев в правильных руках может стать абсолютно завораживающим зрелищем. Особенно после, ну, сами знаете чего.
9 из 10