Джим Хэнсон — главный мастер кукольной анимации в истории Голливуда. Если бы не он, то не было бы ни «Улицы Сезам», ни «Маппетов». А ещё он друг Джорджа Лукаса. Именно Хэнсон порекомендовал Лукасу нанять Фрэнка Оза кукловодом Йоды для пятого эпизода ЗВ. Когда уже Джим занимался «Лабиринтом», ставшей его последней полнометражкой, Джордж был продюсером фильма и одним из нескольких людей, внесших свою лепту в сценарий. Хоть и не получил за это упоминание в титрах.
Вдохновленная книгами вроде «Волшебника страны Оз» и «Алисой в стране чудес» история рассказывает о девушке Саре (Дженнифер Коннелли), которую родители оставили дома нянчиться с младенцем-младшим братом. Юная особа этим не особо довольна и в сердцах предлагает королю гоблинов забрать братца, как оно бывает в сказках. Но последняя оборачивается явью и монарх именно этих сказочных существ Джарет (Дэвид Боуи) забирает братца. Теперь Саре нужно поспешить в лабиринт короля, чтобы найти его замок и вернуть малыша.
Влиться в просмотр «Лабиринта» сложновато. Ладно ещё компьютерная моделька на начальных титрах: видеть такое в фильме, вышедшем на девять лет раньше «Истории игрушек», сейчас скорее умилительно. А потом мы знакомимся с Сарой и… скажем так, изначально проникнуться к ней симпатией ещё сложнее.
Если бы дело только в игре Коннелли, к чьей намеренно театрализованной природе привыкаешь не сразу или в том, что персонаж у неё слишком стереотипично ноющий подросток, то ещё ладно. Но когда она выкобенивается, называя роскошный двухэтажный дом родителей темницей, то оно уже напрягает.
Потом мы знакомимся с героем Боуи в его трико, через которые порой слишком хорошо для семейного кино виднеются гениталии. Его природу сначала тоже понять трудновато. Приперся непонятно откуда, выглядит как экстравагантный бомж, зачем-то детей похищает. Когда дело доходит до сцены, где он поёт и подкидывает младенца слишком высоко, то появляется желание сдаться и картину бросить.
Впрочем, и до этой сцены видны причины, почему досмотреть всё же стоит. Мир «Лабиринта» выглядит великолепно: артистично, с воображением. Периодически играют не слишком запоминающиеся, но всё ещё песни самого Дэвида Боуи. А уж кукольные существа хоть и далеко не всегда особо красивы, но не оставляют равнодушными степенью своей проработанности.
Чем дальше, тем больше новые приключения Сары смягчают критичность настроя. Воображение в мире и героях только растёт, а новые напарники героини один другого умилительнее. Двухметровый Людо — замечательнейший компаньон, а не слишком хитрый лис сэр Дидимус, скачущий на собаке, подозрительно похожей на питомца Сары, добавляет динамике между героями ещё больше живости.
Финальные испытания главной героини, в отличие от ранних, действительно ощущаются таковыми. Тут вложено немало остроумия и артистизма, отчего за их преодолением было бы интересно наблюдать и независимо от героев. А то, что к этому моменту к ним уже прикипаешь, делает ситуацию только лучше.
Увы, картинка срабатывает не в сто процентах случаев. Иногда то, что актёры наложены поверх снятой отдельно картинки, слишком заметно. Или какие-то куклы выглядят менее живыми, чем другие. Но в большинстве случаев оно очень даже убедительно. Особенно впечатлили говорящие дверные молоточки: тут удалось добиться такой органичности, что ей и современная компьютерная графика позавидует.
«Лабиринт» может быть несуразен и простоват. А ещё он переполнен изобретательностью визуала и, хоть и не сразу, но подкупает приятными героями. Если в какой-то момент и пришлось жалеть, что решился посмотреть, то под конец таких мыслей не остаётся.
7 из 10