Мой близкий друг — огромный фанат «На игле». Мы вместе ходили на его показ в антикафе, после которого я и написал «Пересмотр!» на фильм. Правда, пришлось подождать с публикацией пару месяцев, пока на экраны не выйдет сиквел. Причем был шанс, что на этих самых экранах мы бы его не увидели: кинотеатры города упорно не хотели брать ленту в свой репертуар.
Но повезло, один из них («Зимняя вишня» — возможно, вы о нём слышали в новостях) таки взял кино в оборот и мы с пацанами собрались, чтобы оценить возвращение другой, куда более отбитой группы пацанов. После сеанса не придумал ничего лучше, кроме как подокучать другу-фанату, мол, насколько «Т2 Трейнспоттинг (На игле 2)» лучше оригинала. Хоть это задумывалось как шутка, но для меня оно правда было так, продолжение впечатлило больше.
Спустя 20 лет Марк Рэнтон (Юэн Макгрегор) возвращается в родную Шотландию, где встречается со старыми друзьями-подельниками Кочерыжкой (Юэн Бремнер) и Саймоном (Джонни Ли Миллер). Явился Марк, скажем так, не от хорошей жизни, отчего даже соглашается на очевидно дурацкое предложение Саймона создать бордель. Тем временем из тюрьмы сбегает Бегби (Роберт Карлайл), к которому теперь все обращаются по имени Франко — без него картина явно была бы не полной. Хотя, конечно, воссоединения четверки куда больше хотят зрители, нежели сами герои.
Пожалуй, больше всего в «Т2 Трейнспоттинге» меня впечатляет как потрясающе он выглядит. Одновременно выцветший и с невероятно яркими, сочными красками. Едва ли я вспомню фильм, где была бы настолько мощная работа со цветокоррекцией. Изредка лента позволяет себе и более художественные приемы вроде теней, не соответствующих реальности, но помогающих более эффектно рассказать историю. И то, что это прием редкий, как раз и помогает быть ему ещё более эффективным.
Не менее тут прекрасен и один из главных плюсов оригинала — подбор треков. Музыкальный альбом по фильму заслушал до дыр, все песни работают на максимум. Ещё в начале Shotgun Mouthwash от High Contrast пульсирует сильнее, чем на CD с саундтреком — даже жаль, что именно такую обработку вне фильма не послушать. Есть пара не самых заезженных выборов от Queen и Blondie, как будто компенсирующих хоть и крайне удачное и краткое, но всё же немного бессовестное использование Relax от Frankie Goes to Hollywood.
Ещё музыка, как и всё кино, здорово рифмуется с первой частью. Та кончалась под Born Slippy [Nuxx] от Underworld — пара треков последних есть и здесь. Причем в саундтреке их Eventually But совместили с прочитанным в фильме письмом Кочерыжки жене и это просто идеально. Но самый примечательный в этом вопросе тут переработанный силами The Prodigy гимн «На игле», Lust for Life Игги Попа. Это и сам по себе великолепный трек, и мощнейший нарративный инструмент, подчеркивающий преемственность лент.
Признаюсь, при первом просмотре меня немного беспокоило, что в картине как будто слишком много отсылок и кадров из первой части. Но при последнем просмотре осознал, что в этом вообще нет проблемы. Наиболее удачным отображением последнего будет сцена, где Марк вместе с подружкой/бизнес-партнёром Саймона Вероникой (Анжела Недялкова) идёт на консультацию к адвокату. Та раскладывает по полочкам то, что можно сделать насчёт проблем Саймона с законом и в конце говорит Марку, мол, Вероника для него слишком молода. Это хорошая сцена сама по себе и совершенно не важно, считает ли зритель, что адвокат — это несовершеннолетняя подружка Марка из первого «На игле», вновь сыгранная Келли Макдональд.
Да тут и не могло не быть так много отсылок. Вся суть истории в сожалении о прошлом и том, как герои слишком поздно на нём учатся. Саймон, Франко и Кочерыжка винят Марка, мол, как неудачно сложились их жизни после того судьбоносного предательства в конце «На игле». Но великая ирония и сила этой истории как раз в том, что Рэнтон тоже не шибко доволен тем, как всё получилось. Есть троп «грехи отцов», а это история об отцах (не зря вся четверка либо имеет отпрысков, либо врёт о их существовании), осознающих свои грехи.
«Т2 Трейнспоттинг» без проблем может быть таким же дерзким, как и «На игле», но в целом он заметно спокойнее и наполнен меланхоличной грустью. Иногда это вредит темпу и фильм может немного разваливаться на части. Но в целом ему всегда удаётся поддерживать к себе интерес. Герои, продолжая спотыкаться и делать глупости, всё же движутся вперёд. И не важно, хотят они того или яро сопротивляются. Проснувшийся писательский талант Кочерыжки — и приятный оммаж литературным первоисточникам, книгам снова получившего здесь камео Ирвина Уэлша «На игле» и «Порно», и самый яркий пример прорабатывания прошлого, главной темы фильма.
Обе части режиссёр Дэнни Бойл считает фильмами-ансамблями, не выделяя для себя главного героя. Хотя очевидно, что в «На игле» это Марк Рэнтон: мы постоянно слышим его закадровый голос и весь фильм подчинён его перспективе. «Т2 Трейнспоттинг» же куда больше подходит под определение Бойла, но и тут центрального персонажа выделить можно — это Кочерыжка. Он проходит наибольшие перемены и именно у него остаётся последнее слово в этом сюжете.
Помимо того, что «Т2» визуально и аудиально крайне радует, для меня он оказался ценнее «На игле» и в том, что эта история даёт больше пищи для размышления. Постаревшие герои спустя 20 лет пытаются осознать, мол, что это тогда вообще было. И процесс этого осознания оказывается самоценен.
9 из 10