Если зайти на Кинопоиск и посмотреть описание фильма «На игле», то там будет написан легендарный монолог главного героя. Он очень крутой, бросающий вызов обществу и… в нём ни слова о сюжете. Пересматривая фильм 5 лет спустя, я очень смутно помнил, что в нём вообще происходило.

Марк Рэнтон (Юэн МакГрегор) – героиновый наркоман. Как бы он не ценил весь тот кайф, что получает от наркотика, но мысль бросить всё же приходит в голову. Да только как тут завяжешь, когда вокруг в основном лишь больные на голову приятели, и все вы шотландцы – представители нации, которую захватили жалкие бриташки. Собственно, лента не просто рассказывает историю того, как он то возвращается к наркотикам, то снова бросает. Первоочередной задачей стоит показать мир Рэнтона, его окружение и ощущения.

С последней задачей «На игле» справляется превосходно. Пропитанные безнадегой диалоги и грубый, по-хорошему злой юмор делают своё дело. Особенно последнее видно в диалоге, где обсуждаются причины смерти одного из героев. Чтобы додуматься до того, что там происходит, нужно быть по меньшей мере безумным гением.

Но это могло быть и в книге Ирвина Уэлша, которую я, к сожалению, всё ещё не читал. А вот в чем выигрывает конкретно фильм, так это в немногочисленных и минималистичных, но крайне эффектных сюрреалистичных сценах, происходящих с Рентоном при принятии героина или ломки. Если вы не смотрели фильм, но заинтересованы в нём, то с моей стороны было бы кощунством их описывать. Такое лучше раз увидеть.

Хотя картина лишь второй полнометражный режиссерский опыт Дэнни Бойла, но многие скажут, что это его лучший фильм. Сам я к ним присоединится не могу хотя бы из-за того, что не видел больше половины его работ, но прекрасно понимаю этих людей. Картина сделана так мастерски и уверенно, что любые вопросы о том, есть ли у режиссера достаточно опыта, отпадают. Даже при на удивление низком бюджете в полтора миллиона фунтов стерлингов он и актеров замечательных задействовал, и превосходно песни подобрал. Одна открывающая сцена под Lust for Life Игги Попа дорого стоит, а уж Perfect Day Лу Рида здесь использована не иначе как идеально.

Я был крайне удивлен, когда узнал, что Келли Макдональд, сыгравшая девушку поневоле главного героя, также исполняла главную женскую роль в не столь давно поразившей меня «Девушки из кафе». Эти две героини такие разные, что, если бы не интернет, мне бы и в голову не пришло, что это один и тот же человек.

Но одна вещь всё же насторожила. Вот бывает кино вроде «Пса-призрака: Путь самурая» Джима Джармуша, где формально есть сюжет, но акцент сделан на атмосфере и всяких мелочах, и есть… нормальные фильмы, где история прежде всего. «На игле» же находится где-то между ними, поначалу больше симпатизируя первому примеру, но ближе к концу становится полностью сюжетно-ориентированной. Проблема как раз в том, что в таких переменах не чувствуется должного баланса. Это мешает воспринимать кино как цельное произведение.

Тем не менее, это всё ещё очень хороший фильм, который стоит попробовать в том числе и тем, кто не особо заинтересован в контркультурном искусстве. Даже если вы, как и я, не насладитесь фильмом по максимуму, то хоть сможете оценить весь тот труд, что был вложен в «На игле» от всех, кто над ним работал.

8 из 10

Настолько люблю пересматривать, что целую рубрику об этом веду. Интроверт, поп-культурный наркоман. Куплен Диснеем на не самых выгодных условиях.
Leave a Comment

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *