Как и сотни фильмов того времени, я посмотрел «Время» на экране своей PSP. Потом купил его на Blu-ray из-за, скорей всего, относительно низкой цены. В тот же день, когда добавлял диск в список приобретенных, заодно поменял оценку на 7 из 10. Так что без понятия, какая она была изначально. Помимо интересной фишки с вечно меняющейся татуировкой, показывающей, сколько «на руках» у людей есть времени до их смерти, о ленте вообще сложно что-то помнить. Но есть обстоятельство, из-за которого я «Время» запомнил навсегда.
Дело было летом 2014-го. Брат с женой смотрел по какому-то телеканалу этот самый фильм. Я присоединился уже под конец и тогда происходящее на экране показалось достаточно нелепым, чтобы это можно было забавно (по крайней мере, для меня) комментировать. Невестку же оно разозлило и в какой-то момент она вспылила, помимо прочего сказав, мол, понравилось бы мне, если бы она так же комментировала просмотр второго «Нового Человека-паука», который на тот момент я считал великолепным фильмом.
Уже десять лет как не могу ответить ей, что в целом не против такого опыта. А сам выпад принял очень близко к сердцу, он не даёт мне покоя до сих пор. Тут можно сделать два вывода. Первый — отношения с невесткой у меня всё ещё так себе. Второй — делая текст про «Удивительного Человека-паука 2», я не мог не вспомнить о «Времени». И решил потратить своё время на выпуск о нём. Может, хотя бы так закрою гештальт.
в 2169 году (в самом фильме даты нет, но я не мог её не указать), когда никто не стареет дальше 25 лет, Уилл (Джастин Тимберлейк) встречает в остановившемся обличие уже третий год. Существовать приходится впроголодь, а его мечтой является поездка с мамой (Оливия Уайлд) в более богатый район. Всё круто меняется, когда он сталкивается с богачом Генри Гамильтоном (Мэтт Бомер), в итоге передавшем ему во сне больше века собственного времени и совершившего суицид. Отправившись в тот самый элитный район, он встречает дочку богача Сильвию (Аманда Сайфред), с которой ему предстоит восстать против этого несправедливого мира.
В целом несложно представить, почему раньше мне фильм нравился. Это чистой воды подростковый бунт, когда стильные и молодые идут против мира ради справедливости и/или любви. В этом плане напоминает, простите, «Сумерки». Просто раз вместо блестящих вампиров якобы суровая антиутопия, то как будто мне подросткового возраста это было бы проще воспринять. Что уж говорить про любившую «Сумерки» невестку.
Сейчас же смотреть это сложно. В первую очередь проблема в пустых героях и мертворожденном мире. Если у героев есть какие-то воспоминания, то они обязательно связаны с фишкой про время. Ни у кого нет никакой индивидуальности. У мира, за исключением пары-тройки экспозиционных фраз, нет прошлого. Всё завязано на блеклом невнятном сегодня, где есть только гетто Уилла и богатый Нью-Гринвич (очень тонко, сценарист и режиссер Эндрю Никкол, возьми с полки пирожок).
И это при том, что сами правила с передачей и хранением времени вилами по воде писаны. То можно скачать тысячу лет за одно мгновение, то как будто степень и/или сила давления на руку влияет на скорость передачи, отчего забрать нужное можно и не успеть или не смочь. А ещё в этом мире есть официальные власти в лице хранителей времени и бандиты-часовые. Но нет, блин, обычной полиции и бандитизма! И это я молчу про всякие мелочи вроде того что если жителям гетто приходится зарабатывать новые часы на жизнь каждый день, то любая простуда тут убивает независимо от силы вируса — ты можешь просто не успеть заработать ещё. Всё завязано только на фишке, чисто концепт ради концепта.
Вся первая половина фильма плюс отчасти остальной фильм — бесконечная ненамеренная комедия игры слов со словом «время». Тем удивительнее, что позже главный герой ради, внезапно, шутки вспоминает о деньгах. В мире, уже как минимум 80 лет расплачиваются исключительно минутами с рук или специальных капсул (функционал которых — ещё одна преступно не раскрытая тема), у этого юноши вообще не должно быть понимания того, что такое платить не временем. Это легко простить, если бы фильм не относился к себе так серьезно всё чертово время. Да, я специально как можно чаще использую слово «время», это уже намеренная комедия.
Лента как будто высасывает и уничтожает талант своих создателей. Я видел немало действующих здесь актеров в других проектах и знаю, что они могут хорошо играть. Киллиан Мерфи вон более чем заслуженно только что Оскар выиграл, а тут просто умирает со скуки. Один из самых не грозных угроз для героев, что я видел за последнее время. Если и попадется звучащая естественно реплика, то это скорее исключение. В этом плане наверняка лучше смотреть в дубляже: на главной роли мой любимый Илья Бледный, за его подружку говорит яндексовская Алиса Татьяна Шитова, на вторых ролях Петр Гланц, Никита Прозоровский и прочие мастера своего дела. Любят у нас иногда подавать голоса лучше оригинала, будь то «Явление» или даже «Бионикл 3: В паутине теней».
За камерой Роджер Диккенс — чуть ли не лучший оператор нашего времени. Может, фильм хоть выглядит здорово? Ну, в лучшем случае нормально. И то порой затемнения были слишком блеклыми и однотонными. Но тут как будто у Диккенса есть оправдание: он впервые работал с цифровой камерой. А какие причины у Крэйга Амстронга («Реальная любовь», «Невероятный Халк») сделать такой в целом неплохой, но однообразный и как будто с не всегда уместными мотивами саундтрек — без понятия.
Одно дело, что с бюджетом ленты явно шибко не развернёшься в плане показа футуризма, отчего и приходится прибегать к нелепым трюкам вроде замены звуков захлопывания дверей в большинстве своём обычно выглядящих машин на более футуристичные. Но ведь диалоги в сценарии напрямую от производственного бюджета не зависят, а зачастую звучат так дёшево. Ладно тебе, Эндрю Никкол, ты же «Шоу Трумана» писал. Знаем, что можешь лучше!
Ух, занесло меня. «Время» — фильм больше унылый, чем плохой. Но это такая пустая трата времени, что первое в итоге проистекает во второе.
4 из 10